Завтрак с неизвестными. Акт первый

Цикл публикаций

Публикации автора

Завтрак с неизвестными. Акт первый

Иллюстрация с картины: Варуж Карапетян (Рига). Хутор (полотно, масло)

Пьеса

Действующие лица

Старо Константин Андреевич – художник, 40 лет

Маша – тридцатилетняя женщина

Совершившие побег:

Человек в шляпе – 50 лет, интеллигентного вида

Поршень– 40 лет, широкоплечий ломовой тип

Иван – худ, высок, похож на птицу, 23 года

1-й сосед

2-й сосед

Мальчик – 10 лет, сын 2-го соседа

Место действия – одиноко стоящий хуторской дом и двор возле него

Время действия – начало восьмидесятых

 

Акт I

В полной тишине и темноте сцены возникает звук легковой машины, тяжело и медленно идущей по ухабам. Скрип тормозов. Замолк мотор. Хлопнули дверцы. Слышен восторженный женский голос:

– Боже, какой запах из сада! Слышишь, яблоко упало!

Слышен мужской голос:

– Да-да. Яблоко… Вместе с термосом. Чёрт, ручка оторвалась. Что у нас там, кирпичи, что ли?

Всё это слышно как бы из глубины затемнённого помещения, в котором едва прорисовываются контуры предметов. Гремят ключи. Скрип петель – в глубине сцены вспыхивает яркий прямоугольник открывшейся двери и в нём – подсвеченные солнцем фигуры двух людей с сумками, сетками, торбами. Громыхая и натыкаясь на что-то, женщина пробирается по коридору.

Маша. Тебе надо пробки из кухни перенести сюда. А то, пока до них доберёшься, ногу сломаешь.

Старо (следуя за ней). Если бы это было так просто. Там же счётчик. Нужно добывать разрешение на перенос счётчика. В районе.

Маша. Возьми, падает…

Старо подхватывает у Маши ещё одну сумку и тяжело идёт за ней вглубь дома, на нас, зрителей.

Старо. Не много ли на два дня?

Маша. (сворачивая на кухню). Немного, немного. Я люблю, чтобы всё было. Чтобы ни в чём не нуждаться. Ты меня не так часто сюда берёшь. Тебе всё некогда. (Нажимает на крюки ставен в кухне – открывается половинка, пропуская свет).

Старо (принюхиваясь). Воздух какой-то… Как будто накурено.

Маша. Это твой плотничек прошлый раз дымил тут как крематорий… А уходили – всё позакрывали… (Расшнуровывает рюкзак).

Старо (недоумевая). За неделю… И не выветрилось… (Забирается на табурет, чтобы довернуть предохранители). Странно. Я что – забыл вывернуть пробки?

Маша (пробуя зажечь газ). Ну и что? Когда он обещает начать второй этаж?

Старо (уже появляясь в зале и включая свет, бурча). Надо ещё разобраться с первым… (Стоит, рассматривая зал, как бы пересчитывая всё, что не видел целую неделю, – мольберты, отражающиеся в огромном старинном зеркале, полки вдоль стен с сотнями цветных баночек и бутылочек, кипы картонов и рамок, набросков и заготовок, гипсовую голову на камине, зияющем в углу, кресло-качалку на шкурах, диван у противоположной стены, треногу посреди комнаты, закрытую простынёй).

Появляется Маша, обнимает Старо сзади, выглядывает из-за него.

Маша. Можно я на неё посмотрю? (Делает вид, что сгорает от любопытства. Подходит к треноге, приподнимает край простыни, заглядывает под неё, некоторое время раздумывает, а потом решительно срывает покрывало, как с мемориальной доски. Взгляду открывается большой незаконченный Машин портрет – обнажённая на стуле в саду с созревающими яблоками). Свои, свои. (Отходит назад, смотрит). По-моему, она щурится.

Старо (как бы прислушиваясь к чему-то). Это оттого, что неделю простояла в темноте, а тут сразу – свет.

Маша. И ёжится. Замёрзла. Вообще, тут сыро. Сразу затопи камин. Хочу камин! (Снова подходит к портрету). Это не плесень? Вот тут, с краю… (Пробует ногтем). Послушай, я тут порчусь в темноте и сырости! Это возможно?

Старо не нравится, как стоят кресла. Он поправляет их.

Старо. Это невозможно. (Успокаиваясь). Это возможно в жизни.

Маша. Эй? Что за намёки!

Старо. Да нет, это я так. Я себе… Что у нас с кофе?

Маша. Несу. (Уходит).

Старо распрямляется. Хочет снять куртку. Вдруг наклоняется и поднимает с пола таблеточную упаковку, разглядывает на просвет, вертит в руках, бросает на стол.

Старо (снимая куртку). У тебя что, голова болит?

Маша (из кухни). С чего ты взял?

Старо. У тебя анальгин выпал.

Маша (выходит с подносиком). Да ты что! Я анальгином вообще не пользуюсь. Мы будем пить кофе здесь. (Забирается с ногами на диван). Ну, ты и гнал всю дорогу! Иди сюда.

Старо (ещё раз взяв, покрутив в руке облатку и бросив на стол). Ах вот почему ты пересела на заднее сиденье! (Опускается рядом).

Маша. Дурачок. Я просто люблю твой затылок. А ты… Как не стыдно… Когда я с тобой, я ничего не боюсь. (Ерошит его волосы, хочет поцеловать).

Старо (разглядывает её лицо, ощупывая, будто лепя пальцами). С самого первого сеанса прошу: не трогай лицо. Не мажься. Я же пишу не тенями для век и не губной помадой. Мне другое важно.

Маша. А я сейчас умоюсь. Без век, без ресниц, без бровей. Как негатив.

Старо (мягко). В этом негативе весь твой позитив.

Маша (устраиваясь у него на коленях). Ну, не весь, не весь. Во мне бездна положительного. За столько времени пора бы уже заметить.

Старо (резко поднимая голову, прислушиваясь). Да, да…

Маша (замечает его озабоченность). Что? Не поняла! Ты настроен работать? Вот я тебе!

Старо (встав). Странное ощущение… Не могу объяснить. Глупость какая-то… как на необитаемом острове обнаружить вчерашнюю газету. Или дымящийся окурок.

Маша. Это бывает. Это нервы. Ничего особенного. Так пахать, как ты пашешь… Ничего удивительного. (С удивлением смотрит на Старо).

Старо подходит к окнам, пробует шпингалеты.

Что там такое?

Старо пожимает плечами, засовывает руки в карманы брюк, блуждает взглядом по комнате, наконец останавливается на Маше, виновато улыбается.

Послушай, иди ко мне. Значит, так: никакой работы! Я тебя к этой девушке (показывает на картину) просто не подпущу. Будешь спать как ребёнок. (Усаживает его рядом с собой и устраивается). Завтра утром разгрузим прицеп, покопаемся в саду и всё. Это, я думаю, у тебя голова болит. Нечего валить с больной на здоровую. Это твой анальгинчик выпал… Ты куда?

Старо вдруг вскакивает, бросается к шкафу и рывком распахивает двери. В шкафу всё в порядке. Старо озадаченно смотрит внутрь, медленно закрывает шкаф.

Чёрт знает что.

Старо. Маша, ты только не волнуйся…

Маша умолкает.

Тут кто-то был.

Маша. Кто?

Старо (не сразу). Не знаю…

Маша. Бред какой-то. (Пауза). Что-нибудь пропало?

Старо (ещё раз обведя взглядом комнату). Нет, вроде. (После паузы). Ладно. (Машет рукой, подходит к камину, мнёт газету, гремит спичками. Вдруг бросает всё, трогает ладонью камин, резко отдёргивает руку). Были совсем недавно!

Пауза.

Маша. Дверь! Ты закрыл дверь?

Старо (рассеянно)Дверь… Да, да…

Маша (слетая с дивана). Стой! Я боюсь! Я хочу в машину! (Хватает Старо за руку). Где моя сумка? (Подхватывает сумку, тащит Старо к выходу). Я хочу в машину!

Старо. Перестань. Мы в своём доме…

Маша. Это они! Я хочу в машину. (Тащит его за рукав).

И в этот момент в светлом прямоугольнике входной двери возникает квадратная фигура человека с охотничьим ружьём в руке. Грохает, закрываясь, входная дверь. В коридоре кто-то наступает, выдавливая обоих в мешок зала. Теперь отчётливо видно, что в глубине этого мешка, в том месте, где дверь в спальню, прислонившись к стене и держа руки глубоко в карманах пальто, стоит второй человек. В шляпе. Этот второй удар оказывается сильнее первого. Маша коротко вскрикивает, хватает ладонями виски, сильно трёт их и оседает на пол. Старо было подхватывает её, но, видя перед собой направленное на него ружьё, застывает.

Поршень. Дай ей воды.

Старо будто заклинило.

(Второму). Очко сыграло. Он меня не слышит. Алё! (Уходит в кухню).

Старо, видимо, связав нечто, опускает руки, а вместе с ними и голову.

Старо. Слышу. (Видит на полу Машу, наклоняется над ней, приподнимает голову). Маша! Маша! (Поднимает глаза на человека в шляпе).

Поршень (появляясь с кружкой). Влей ей глоток воды.

Старо, как бы ожидая удара сзади, медленно оборачивается. Затравленно глядит на чужака, точнее на ружьё.

Ну, что?

Старо не в состоянии двинуться. Тогда Поршень с силой выплескивает воду из кружки в лицо Старо. Старо порывается вперёд, но натыкается на стволы ружья. Оседает, тяжело дыша.

Ишь ты! А ничего! (Протягивает кружку с остатками воды). Влей глоток. Ну-ка! Только голову приподними.

Старо берёт кружку и зовёт Машу. Она не отзывается. Тогда он разжимает кружкой губы и льёт воду. Вдруг бросает кружку и бьёт по щекам. Это действует мгновенно.

Маша (садясь и соображая, что происходит). Простите. Кажется, был обморок.

Поршень. Ну вот. Теперь можно с вами говорить. Поднимайтесь.

Маша. Меня тошнит. (Страдает). Уйдите. Мне сейчас будет плохо.

Поршень. Прямо сейчас? (Смотрит некоторое время на человека в шляпе).

Тот делает неопределённый жест рукой и идёт к креслу-качалке.

(Маше спокойно). Валяй на кухню. Только учти: дом охраняется. (Показывает Старо на диван).

Маша сидит ещё некоторое время. Старо, как стеклянный, добирается до дивана, осторожно садится на край. Теперь он может рассмотреть обоих. В качалке: около пятидесяти лет. Крупный, худой, чисто выбритый. Лица почти не видно из-под шляпы. Свитер. На свитере – тяжёлое драповое пальто. Костюмные светлые брюки. Под брюками – новые кирзовые ботинки. В дверях: сутулый крепыш, полноватое бесцветное лицо, утонувшее в грязной вязаной спортивной шапочке. Свитер. Широкие рабочие брюки, новые кирзовые ботинки. Двустволка на плече.

Что в прицепе?

Старо (преодолевая озноб). Чернозём… земля для сада…

Поршень. Хутор ваш, конечно.

Старо пожимает плечами.

(Решительно). Ну давай, приходи, приходи в себя! Нужно, чтоб ты соображал. Здешние места хорошо знаешь?

Поднялась, села на диван и Маша. Положила руку на лоб.

Маша (сильно волнуясь). Он местный. Он тут вырос… Он… (Осекается, поймав на себе взгляд Старо).

Поршень. Сколько отсюда до реки?

Старо. До реки?.. До реки – пять-шесть…

Поршень. Есть переправа?

Старо. Переправа… Где-нибудь есть…

Поршень (снимая ружьё с плеча). Ну-ка, глянь на меня!

Старо (сразу). Была… Есть… Ниже по течению – паром.

Поршень. Предупреждаю. Что за дорога вдоль озера?

Старо. Это в лесничество. Тут недалеко… Тут двенадцать километров.

Поршень (Человеку в шляпе). Это что же… Это мы – по кругу?! Ни одного указателя. Сволочи. Тоже мне, Европа. (Старо). А в ящике что?

Старо. В каком ящике?

Поршень. В плоском, белом.

Старо. Это не ящик. Это этюдник. Там кисти, краски. Я художник. (Пауза). Вам нужны деньги, вещи?

Маша. Денег у нас с собой немного. Но тут есть работы… Они достаточно дороги. (Смотрит на Старо). Да? Ещё вот кулон. Цепочка золотая… (Снимает с себя).

Поршень. Не понимаешь. Да?

Старо. Что?

Поршень. Хочешь сказать, не знаешь, кто мы. И что нам здесь нужно.

Маша. Но мы действительно… Честное слово… Вы заблудились, да?

Поршень (резко обрывая). Откуда шли?!

Маша. Кто? Мы? (Смотрит на Старо).

Поршень. Вы перестанете косить идиотов? (Снова снимает ружьё).

Старо. Мы шли из города. От окружной дороги.

Поршень. И вас остановили.

Старо и Маша переглянулись.

Маша. Кто нас оста…

Старо. Маша…

Маша. Нет, а что? Может, я спала?..

Поршень вскидывает ружьё. Гремит выстрел. Глиняная тарелка над диваном разлетается в брызги, осыпая диван и сжавшиеся фигуры людей на нём. В звенящей тишине Поршень перезаряжает ружьё. Человек в шляпе неодобрительно качает головой.

Поршень (сращивая двустволку). Если будете крутить и хитрить с нами…

Маша (торопясь). Боже мой! Зачем хитрить… Кто хитрит в таком положении. Была какая-то проверка.

Поршень. Другое дело. Где?

Стукнула входная дверь.

Голос из коридора (на бегу, взволнованно). Замочили?!

В комнате появляется третий – высокий, худощавый. Видит сидящих на диване, удивлён, смущён. Он намного моложе и светлее лицом и похож на птицу. Или это лёгкая спортивная кепочка напоминает клюв. Всё мало, коротко ему – и брюки, и куртка. В руке, торчащей из коротковатого рукава, дрожит карабин.

Поршень. Кто тебя звал? Тебя звали? На точку!!

Иван (уже разворачиваясь, на ходу). Да я думал, всё… (Убегает).

Маша (вникая в суть). Что, что он думал?!

Поршень (Маше). Быстро: где было перекрыто шоссе?

Маша. Где это было?.. Тут недалеко.

Старо (сразу). На семидесятом километре. Примерно.

Поршень. А точно?

Старо (стараясь не медлить). Там был этот спуск… и, значит… да, да, на семьдесят втором.

Поршень (Человеку в шляпе). Это они от нас город прикрыли. (Старо). Не говорили, что впереди будут стоять ещё?

Старо напрягается, вспоминая.

Ну живее, живее! Вообще, что говорили!

Старо. «Откройте багажник…» «Отстегните тент…» Просили не останавливаться, если кто будет голосовать…

Маша (перебивая). Сказали, что ищут троих… сбежавших. (заторапливая). Что на всех шоссе… Автоматы настоящие. У всех собаки. Будут прочёсывать все леса и дома…

В кресле-качалке рассмеялись.

Человек в шляпе. Значит, сейчас придут с собаками. (Оборачивается к Старо). Для удобства, вас как зовут?

Старо. Старо.

Человек в шляпе. Ишь ты. А что в этом мире ново?

Маша. Фамилия такая – Старо.

Человек в шляпе. Ста-ро. А я уже подумал, что вы решили не отвечать. Больше никто не придёт? Или пикник? Что у вас тут намечалось?

Старо (сглатывая пустоту). Курить хочется.

Человек в шляпе. Хочется – курите. Курево есть?

Старо. С собой нет. В вещах…

Поршень бросает на диван сигареты и спички. Старо неумело закуривает. Курит.

(Захлёбываясь дымом). Приедут. Я думаю, вот-вот. Ещё две машины. Или три.

Человек в шляпе. Вы не курите, и не валяйте дурака. Вам нужно было время подумать, что лучше сказать. Приедут или не приедут. (Добродушно). Между прочим, вариант «приедут» тоже не лучший. Он просто скоротечный. Я бы на вашем месте ответил «не знаю».

Маша. Боже мой, мы действительно не знаем. У всех машины. Сколько тут ехать! Осень, грибы. Два выходных… Все знают, что мы здесь. В любую минуту возьмут и приедут…

Человек в шляпе. Ну, конечно. Если все знают, что вы здесь…

Поршень. На халяву и уксус сладок.

Старо хочет что-то сказать, но Маша перебивает его.

Маша. Ставни лучше открыть… правда, соседи далеко, но могут проходить мимо. На дворе машина, а ставни закрыты. Вы понимаете? Покажется странным. Лучше открыть, а шторы задёрнуть.

Человек в шляпе некоторое время смотрит на неё с удивлением.

Человек в шляпе. Разумно.

Маша (овладевая собой). Костя, открой.

Старо не мешкая отправляется к окнам и поочередно нажимает на крюки запоров. Ставни отходят.

Я сперва думала, учения какие-нибудь… останавливают, подходят с автоматами. Вы представляете? Костя ещё говорит им: «Господи, кто в наш век из тюрьмы бегает?» Один ещё засмеялся. Говорит: «Бывают психи…» (Умолкает).

Человек в шляпе (искренне соглашаясь и смеясь). Бывают… Психи…

Старо. А там? (Показывает рукой).

Человек в шляпе. А там не надо. Там у вас спальня. Мало ли почему в спальне художника ставни закрыты…

Маша. Простите, можно спрошу? Если бы вы… (С трудом подбирает слова) объяснили нам… конечно, насколько сочтёте возможным… вашу цель. То есть ближайшие намерения. Вы, наверное, здесь задерживаться не можете? Мы бы как-то обдумали всё. Как быть… Я совершенно искренне… Мы могли бы помочь… (Осекается, бросив взгляд на Старо).

Человек в шляпе. Только давайте договоримся сразу: ничего вы искренне не хотите, кроме одного: выпутаться из этой истории. Унести ноги.

Маша. Мы?

Человек в шляпе. Ну, а с чего вдруг? Вы – отборное зерно. Мы – сорняк. То, что даже в корм скоту не идёт. Вы пришли к себе домой, у вас свои планы. Мы вломились в ваш дом… Стреляем тут по тарелочкам. (Бросает строгий взгляд на Поршня). А поэтому не будем рисоваться… Вы спряжение знаете? Надо говорить так: я боюсь, он боится, мы боимся. Что нужно, чтобы мы остались в живых? (Маше). Так ведь?

Пауза.

Маша. Костя, у людей мало времени.

Старо. Да…

Маша. Ну! Что да? Нужно договориться.

Пауза.

Старо (безвольно). Что я должен сделать?

Поршень. Сколько бензина в баке?

Старо. Километров на сто.

Человек в шляпе (задумавшись). На сто. Немного, да. Сбросьте прицеп и вышвырните всё лишнее из машины. Чтобы была пустая и тихая.

Старо (нерешительно вставая). Я могу… выйти?!

Человек в шляпе. Можете, можете. Идите.

Встаёт и Маша, намереваясь идти за ним.

Маша. Я помогу.

Поршень (загораживая дорогу). Ещё чего! Тебя мы придержим.

Маша растерянно смотрит на Человека в шляпе, как бы ища защиты.

Человек в шляпе. Чтобы он не бросил вас и не сбежал. Он вас не бросит? Ведь вы не бросите её? (Старо не знает, что ответить. Стоит, не решаясь уйти). Мы пока поговорим с вами, Маша. Я шесть лет не общался с дамой. А он – девять. (Обращаясь к Старо). Ну, что у вас?

Старо. Я пойду… я сделаю… я только хочу сказать одно: есть обстоятельства… когда уже всё равно (Пауза). Она – моя жена. Вы понимаете это?

Человек в шляпе (долго смотрит на Старо). Такое значит, ваше предупреждение. (Смотрит ещё). Ну, мы вас поняли, поняли.

Поршень. Если будет кто из соседей… сам знаешь. Никаких козьих морд и знаков глазами. Иначе знаешь, что я с ней сделаю? С твоей женой…

Старо (показав глазами, что понял). Я не убегу. (Выпрямляется и, старясь не смотреть на Машу, выходит).

Человек в шляпе (Маше). А ничего, да? С характером… Это, знаете ли, большая редкость иметь рядом настоящего человека. А если учесть, что ему нелегко было произнести эти слова… Он у вас что, всегда такой?

Маша (растерянно). Всегда. (Пересаживается подальше от Поршня).

Человек в шляпе (следя за Поршнем). Ты понял?

Поршень. Посмотрим.

Маша (ему). Ради Бога, не надо, не надо. Вы не понимаете… (Человеку в шляпе). Всё равно я бы нашла оправдание для него…

Человек в шляпе. Вы что, недавно за ним замужем?

Маша. Три года.

Человек в шляпе. Три года. (Пауза). Значит, готовить уже научились. Продукты есть? Вы привезли что-нибудь, чтобы кормить его и себя? Пища нужна. Людям есть нужно. Нужно есть.

Маша (вскакивая). Я сейчас, сейчас. (Уходит на кухню).

Двор. Какое-то время Старо стоит посреди вещей, канистр, картонных коробок, будто решаясь на что-то. Вдруг в сердцах пинает всё, что попадает под ногу, произнося бессвязные слова.

Иван (высовываясь из дровяника). Это зачем? (Кивает головой на разлетающиеся коробки).

Старо (вздрагивая и оборачиваясь). Кто тут? А, это вы… Они сказали освободить машину… Вот вещи… посреди двора… (Берёт, несёт к дровянику).

Всё время, пока говорит Старо, Иван живо реагирует на каждый поворот фразы кивками головы. Он из тех людей, которые живут, когда другие говорят. Он сопереживает с собеседником ещё до того, как тот договорит до конца, успевая согласиться ещё неизвестно с чем. Эта готовность отозваться выражается движениями головы – согласными или нет. Вообще, всё он показывает головой. В этом смысле голова – жест, рука. Оттого и говорит быстро, нервно, как бы боясь опоздать согласиться, подтвердить, что понял. Оттого и шею тянет, как бы напрягая ухо, боясь что-либо пропустить. Далее эта особенность не прописывается, поскольку она повсеместна.

Иван. Уловил. Стой! Не подходи!

Старо. Я? Почему?

Иван. Мало ли. Вот так стой и разговаривай.

Старо. О чём?

Иван. Как там, что… Я же тут сижу… ничего не знаю…

Старо. Видите ли… Я знаю ещё меньше. Если нужна машина… Что? Да? Не понял. Вам нужна машина? Нет? (Ничего не может понять в сумбурных реакциях Ивана). Она не очень пострадает? (Теряет надежду что-нибудь выяснить). Ах да, вот, что я хотел… тут мальчик приходит. Он ни при чём. Он машиной интересуется. Покрутится у машины и всё… Это сын соседа. Учителя… (Оглядывается на дом).

Иван (тоже нервно оглядывается). А мне что? Я ничего…

Старо (нервно озираясь). Вдруг он вас заметит.

Иван (тоже озираясь). Меня? Меня не видно.

Старо (отступая). Да, да… (Срывается с места).

Иван. Куда же ты?

Старо бежит в дом.
Зал. В зале тихо и спокойно. Человек в шляпе по-прежнему сидит в кресле-качалке, а Поршень жуёт бутерброды, в упор изучая обнажённую женщину, нарисованную на картоне. Человек в шляпе понимает, что происходит со Старо.

Человек в шляпе. Она на кухне. (Видит входящую с подносом Машу и выбрасывает ладонь). Вот она.

Маша застывает, тревожно смотрит на Старо, будто пробежавшего милю. Старо успокаивается, подходит к мольберту, берёт край простыни, свисающей с рамы, и задёргивает портрет

Поршень. Зачем?

Старо (Человеку в шляпе). Холодно… и сыро. Сыро здесь… (Растерянно улыбается). Машина готова.

Поршень возвращает стволом ружья простыню на прежнее место, обнажая Машу на столе в саду с созревающими яблоками.

Человек в шляпе (Поршню). Нужно сменить парня. Пусть тоже поест.

Поршень нехотя отрывается от портрета, передаёт ружьё и, дожёвывая, выходит.

 

Маша (Старо). Глоток кофе. Возьми. (Человеку в шляпе). Я подумала… в доме есть бутылка коньяка. Начатая. Достать?

Человек в шляпе. Да? А мы не нашли.

Маша с готовностью бросается к шкафу, открывает, шарит рукой, ничего не обнаруживает. Глядит вопросительно на Старо. Человек в шляпе – тоже. Вдруг Маша вспоминает. Достаёт из-за дивана. Смущена.

(Улыбаясь). Ну, это мне просто в голову не пришло. Очень удобно.

Маша (выкручиваясь). Были гости… Ну, и чтобы не перебрали… (Достаёт рюмки).

Человек в шляпе. Рюмок не надо. Дайте сюда. (Берёт бутылку, открывает. Долго нюхает. Сначала одной ноздрёй, потом другой).

Маша. Это коньяк. Честное слово!

Человек в шляпе. И отличный. Уж я-то разбираюсь. (Ещё раз нюхает. Встаёт, идёт к столу). Давно забытые ощущения. (Садится). «Ахтамар», турецкий кофе, миндаль… (Собирается отпить, но, подумав, сначала протягивает Маше). М-м?

Маша (испуганно). Нет, нет.

Человек в шляпе (Старо). Вам я не предлагаю, вы за рулём. (Отхлёбывает и прячет бутылку в глубокий карман пальто). Что же вы стоите? Прошу. (К Старо). Я не на вашем месте сижу? (Порывается встать).

Старо. Нет, нет, ничего. (Садится напротив).

Человек в шляпе. Нет, только честно…

Маша (удерживая). Ради Бога, ради Бога…

Человек в шляпе. А то, пожалуйста. Сам не люблю, когда на моём месте кто-нибудь… (Маше). А вы себе?

Маша. Спасибо. (Садится).

Человек в шляпе (К Старо). Мы тут с Машей о вас говорили… Знаете, здорово… Нет, это (со значением сжимает кулак)… и так решительно заявить… (Крутит головой и пробует кофе). Крепковато…

Старо. У меня никого нет, кроме неё… Это позднее чувство… Может быть, вам знакомо… Тогда вы поймёте меня.

Маша берёт его руку. Молчаливая благодарность.

Человек в шляпе. Да, да. Я понимаю. Это моя ложечка? Даже не в чувстве дело. А в вас самом. В вашей природе. Я вот теперь начинаю думать, что наткнулся на стену. (Размышляет).

Старо. В каком смысле?

Человек в шляпе. Ну, так хорошо всё шло. Блестящий побег. Две единицы оружия. Всю ночь шли без помех. Под утро – такой подарок: приличный пустой хутор, чтобы отсидеться. Наконец, машина, без которой нам просто нельзя. Ну и вы… Я посмотрел на вашу реакцию – у неё обморок, у вас дрожат руки – и сказал себе: ну, с этими проблем не будет. Что скажем, то сделают. И вдруг… эта ваша твёрдость. (Пробует пить). Как будто мнёшь пластилин и… натыкаешься на стальной каркас внутри. (Резко смотрит на Старо). Будьте любезны, сахар.

Маша (подавая сахар). Простите, забыла сказать, я варю без сахара… забыла спросить…

Старо. Насчёт… стального каркаса, пожалуй, слишком сильно сказано… Просто поставьте себя на моё место… Если бы вашей жене что-то угрожало, у вас бы вырвались те же слова… Разве нет?

Человек в шляпе. У меня-то? Не знаю, не знаю. Сомневаюсь. Знаете, вся жизнь была сплошной обман, компромисс, обводка. Откуда взяться вдруг такой прямоте? У вас другое дело. Вы жили по-другому. Вы по-другому жили? (Кладёт сахар, размешивает. Вдруг останавливает руку). Нет, что, вы действительно такой? (Пауза). И что, и никогда никаких сделок с собой?!

Маша. Да, вот он такой всегда. Может быть, с молоком?

Старо. Если можно, не стоит обо мне.

Маша. Мы с ним познакомились в больнице. Я медсестра.

Старо. Это уж совсем ни к чему.

Человек в шляпе. Почему же?! Ну и?.. (Пьёт). Да, лучше с молоком. (Наливает).

Маша. У него была двусторонняя пневмония. Я дежурила. Едва сбили температуру, смотрю, подходит и говорит: меня ждёт работа в мастерской. Вы можете закрыть глаза, а я пройду. Потому что, если вы поднимите шум, я всё равно уйду и меня выпишут за нарушение режима. И ушёл…

Старо (не притрагиваясь к чашке). Маша, зачем об этом…

Человек в шляпе. Нет, нет, я понимаю. Такое можно любить… (После паузы). Я бы лично положил на стол шоколадку. Это свежий журнал? (Смотрит обложку).

Маша (видя спасение в разговоре и пытаясь поддержать добродушный тон). Я бы сказала: я сладкого не ем.

Человек в шляпе. Ну, червонец. Съели бы. (Листает журнал. Роняет его на пол. Смотрит на Старо, ожидая, что тот поднимет).

Маша (крутя головой и улыбаясь через силу). Вы тоже… знаете ли… острый человек…

Человек в шляпе. А что?

 

Маша. Нет… ну да… (Невесело смеется).

Человек в шляпе (кивая на журнал). А он не может. Мы с вами кривые, а он прямой. Он не гнётся. И в этом вся чертовщина. Я всегда старался избегать людей цельных. В них есть какой-то туповатый порядок… в отношении к труду, к семье, к опасности, к нужде… (Допивает кофе). Вне мотивов, вне логики. И подвинуть их никуда нельзя. Они просто говорят: да или нет. Улыбаясь или краснея от смущения. Да или нет. И это всё. Стена. И надо уходить. (Встаёт).

Старо. Наверное, я не совсем то, что вы имеет в виду… (Тоже встаёт). Просто старался всегда быть… обходиться без того… что называют… ну, что называют жизненной дипломатией.

Встаёт и Маша, как бы полагая, что всё позади и нужно прощаться.

Маша (разводя руками и улыбаясь). Не умеет.

Человек в шляпе (резко поворачиваясь к Старо). Хотя если подумать, этакая глупость ваша прямота.

Старо (смущаясь). Я знаю, я понимаю… (Разводит руками).

Человек в шляпе. Ничего вы не понимаете. В вашем доме произошёл переворот. Были вы, а теперь я. Что угрожает любому перевороту? Опасность сопротивления. Я должен знать: она в ком? А вы подпрыгиваете и кричите: «Во мне! Во мне! Я предупреждаю! Я не позволю!» Что же вас – действительно сразу убирать? Думать надо!

Маша. Постойте, постойте, подождите. Говорили, говорили и вдруг…

Старо. Ну, это было… не предупреждение… Так получилось… Это как рефлекс…

Человек в шляпе (в тоне выговора). Вместо того, чтобы исхитриться и подумать, как действительно обезопасить свою женщину… от этого… (Показывает на дверь). Вы же отдали ему все карты в руки!

Старо (пугаясь). В каком смысле?

Человек в шляпе. Показали свою болевую точку. Она! Ваше позднее чувство к ней. И никакой стены. Пластилин! Из вас теперь можно слепить всё что угодно – стоит только взяться за Машу.

Маша. Ради Бога, что вы! О чём вы говорите!

Человек в шляпе. Это я так, к примеру. (Ей). Я считаю варианты. (Пытается согнуться, чтобы поднять журнал).

Старо (поднимая с пола журнал, подавая). Ну просто вырвалось.

Человек в шляпе (не беря). А потом вы потребуете сложить оружие и – руки за голову. У вас вырвется…

Маша. Об этом не может быть и речи!

Старо (обеспокоенно). Ну что я – сумасшедший! Куда же я на рожон…

Человек в шляпе. А с ней было не на рожон? Да положите вы журнал, чёрт возьми!

Старо. Это другое дело… Конкретная ситуация, касающаяся близкого человека… Вы же понимаете. (Хватает чашку и жадно пьёт кофе большими глотками).

Человек в шляпе. А, ну если остальные сограждане не в счёт… вы знаете, сколько дров мы можем наломать, пока пробьёмся за кольцо оцепления? С вашей помощью, между прочим.

Старо (поперхнувшись). С моей?.. Вы хотите сказать…

Человек в шляпе. Не знаю. Я считаю варианты.

Старо. То есть… Я должен буду… Что делать? (Не находит от волнения слов).

Маша (успокаивая Старо). Это как бы например. В самом деле, думать надо. Что с тобой?

Человек в шляпе. В том-то и дело, что эта самая цельность, этот восторг прямоты укачивает мозг. Мозг должен работать. Только этим и заниматься! А вы…

Маша. Голова кругом. Мальчики, не надо спорить. (К Старо). Ты не прав. (К Человеку в шляпе). Вам что-нибудь собрать? На дорогу.

Человек в шляпе. Я знаю, почему я избегал цельных людей. Я их не боялся – я их не уважал. За распущенность. Такой разгул непосредственности! Вы же ни к чему не готовы! Почему я, умный человек, за решёткой, а вы – на свободе?

Старо (озлобляясь). Я действительно… не понимаю, как с такой мобилизацией… ума вы попали… за решётку? Если вы такой компьютер…

Маша (обрывая его). Костя! Ты задерживаешь людей.

Человек в шляпе. Как я попал, да?

Маша. Ну Господи: какая разница! С кем не бывает… вы вовсе не обязаны…

Человек в шляпе (резко). Жена заложила. (Смотрит на Машу). Это та, которая говорила, что любит меня больше жизни. Тут любой Ландау вляпается. Сходила в прокуратуру и написала про меня всё. Ну, такая пошлая история! Чтобы сойтись с каким-нибудь подлецом и жить на мои сбережения. (Хватается за бок. Гримаса боли искажает его лицо). Но я их достану.

Маша (подавая упаковку таблеток). Это не ваше?

Человек в шляпе берёт, крутит, суёт в карман. Входит Иван. Ныряя головой, мнётся у стола, на котором белеют остатки хлеба. Глядит на Человека в шляпе. Тот на Машу.

Я приготовлю. (Делает Старо знаки, чтобы помалкивал). Пойдёмте. (Уводит за собой на кухню Ивана).

Человек в шляпе (пересекая зал, прихрамывая). Чертовы танки… стёр все ноги. (Останавливается, смотрит на высокие, мягкие кроссовки Старо). У вас какой размер?

Старо (не сразу). Хотите снять? Сорок третий.

Человек в шляпе. Нет, не подойдёт. (Вздыхает). Ко всему в жизни привыкает человек. Кроме бобруйской обуви. (Осматривается). Хороший дом. (Оживляясь). Что будет на втором этаже?

Старо (не сразу, мрачно). Не знаю. Хотел перенести туда мастерскую.

Человек в шляпе. Правильно. Ближе к Богу. Сделать одну стену сплошь из стекла… Оттуда будет такой вид! Вообще, место здесь!.. У меня, правда, особняк посмелее. В тридцати минутах от центра города. Но внутри примерно то же самое. Камин, картины, много разных красивых вещиц. Мебель другая, посмелее. Ну, наверное, как у вас в городской квартире. Мы же все примерно одинаково представляем себе настоящую жизнь. Или хотя… Ну да, вы же другого поля ягода. У вас что за мебель?

Старо (мрачно). Не помню. «Сабина», кажется…

Человек в шляпе. Всё-таки! У меня – белый ампир. Тогда это был крик! И вот, представляете, они – на этом белом ампире, а тут вхожу я и говорю… (Замолкает, сжимая ружьё). Я повторяю это шесть лет… (Снова трёт бок. Подходит к окну. Стоит, как бы придерживая рукой нечто, что может вывалиться из него. Достает из кармана таблетку, глотает). Нет, мебель они, наверное, поменяли. Вы не знаете, что сейчас в моде? (Некоторое время смотрят друг на друга).

Старо (после паузы). А потом? Вас там возьмут!

Человек в шляпе. Это вы обо мне беспокоитесь?

Старо. Нет, я вообще… пытаюсь понять… Если бы, например, я на вашем месте… Есть же какой-то простой расчёт…

Человек в шляпе (нарочито громко). Как! И вы считаете?

Старо. В том смысле, что… в человеке заложено, чтобы не причинить себя вреда…

Человек в шляпе. Это не вы тут говорили, что есть моменты, когда уже всё равно?

Старо. Я говорил… Но если это вопрос жизни…

Человек в шляпе. Давайте поторгуемся!

Маша (вбегая). Что случилось? Что он натворил?

Человек в шляпе (не обращая внимания). Значит, вам её честь дороже, чем мне моя?

Старо. Я этого не сказал…

Человек в шляпе. Появиться в своём доме и наградить предательство – разве недостойная миссия?

Маша (встревая). Ничего не понимаю… (Старо). Ты опять? (Человеку в шляпе). Что он сказал?

Человек в шляпе. Без вас! Вы накормили моего человека?

Маша, приподняв обиженно плечо, уходит.
Пауза.

Старо. Шесть лет… Почему же тогда вы не бежали сразу?

Человек в шляпе. Хм. У вас, наверное, такое представление, что нас там охраняют со стартовым пистолетом да ещё шиповки дают.

Старо. Обидно.

Человек в шляпе. Помножьте эту обиду на шесть лет изоляции.

Старо. Я о том, что мы с Машей оказались на вашем пути.

Человек в шляпе. Что?

Старо. Нет, нет, я вас понимаю. Но всё-таки обидно, что вы избрали мой хутор.

Человек в шляпе (снова усаживаясь в качалку, теряя интерес). Ну, это решается не здесь. Это там. (Указывает на потолок).

Старо. Вот-вот. Что-то такое я чувствовал с утра. Выхожу к машине – шина пустая. Надо было не ехать…

Человек в шляпе (брезгливо). Что, значит, теперь запасного колеса нет?

Старо. И сон какой-то мучил всю ночь…

Человек в шляпе. Что, и ни одной камеры на замену? Как же вы… в такую дорогу – и без запаски! Это же – до первого гвоздя.

Старо (возвращаясь в реальность). Да вот как-то так всю жизнь. До первого гвоздя. Художники, знаете, вообще… немного не от мира сего…

Человек в шляпе. Да? А по дому не скажешь. Дом в порядке. Каждый гвоздь на своём месте. (Рассматривает стены, камин, шкуры).

Старо (оправдываясь). Ну… сейчас так принято… Бывают гости. Это для них. Мне ничего не надо…

Человек в шляпе. Нет, вы действительно такой? (Крутит пальцем у виска). А машина – как у нормального. (Меняя тон). Как у нормального бармена. Это «Симка» или «Ауди»? Я путаю.

Старо (едва сдерживаясь). Это «Форд-Таунус». И подержанный.

Человек в шляпе. Ну ладно, ладно, не задирайтесь. Чёрт вас знает… Может, вы и действительно… такой художник… что и… уже… (Делает неопределённый жест кистью руки. Откидывается назад, закрывает глаза). Я не спал ночью, и всё во мне болит. (Пауза). Послушайте, Старо, не сочтите за труд, качните кресло. Это не очень обременит вас? Я буду благодарен. Что?

Старо (растерянно). Я? Ну зачем это?..

Человек в шляпе. Старый человек просит. Ну, раз-другой. Туда-сюда. И я поехал… В порядке примирения. Давайте помиримся.

Старо. Туда-сюда. Нет, ну это как-то совсем… Всё-таки неприличное предложение…

Человек в шляпе. А что тут такого? (Снимает шляпу и закрывает глаза). А то я буду думать, что вы держите камень за пазухой. Я беру все свои слова обратно. Не ломайтесь. Качните, и я поплыл… Нужно собирать силы на последний концерт…

Старо. Вообще… это… (Ему не нравится).

Человек в шляпе. Ну, смелее. Туда-сюда.

Старо. Если хотите… (С отвращением качает, едва сдерживаясь, чтобы не ударить Человека в шляпе по голове сзади).

Человек в шляпе. Вы бы сейчас с таким удовольствием трахнули меня по черепу. Да? (Пауза). Я вас понимаю. Лично я бы не удержался.

Кухня. Иван сидит перед тарелкой и вертит шеей. Даже не перед тарелкой он сидит, а перед целым кувертом. Чистая белая салфетка, нож, вилка. Нужно взять всё это в руки. Нужно есть, но женщина стоит у стены и смотрит на него, не мигая. Иван отирает руки о штаны.

Маша (поощряя). Ешьте.

Иван запихивает в рот кусок, чуть не давится им. Смотрит на свои грязные руки.

Я налью воды в рукомойник. (Черпает кружку воды из ведра).

Иван (отмахиваясь). Да не стоит. Мы и так тут у вас. (Но всё же встаёт).

Маша (подавая мыло и наливая воду). Ничего. (Присматривается к нему). Это ты воду принёс?

Иван (удивляясь). Я. Как узнала?

Маша. Секрет.

Иван. Чудно. (Моет руки).

Маша присматривается к нему. Он перехватывает этот пристальный взгляд, смущается присутствием красивой женщины. И когда она идёт за новой кружкой, провожает взглядом её гибкую спину, да запаздывает, она уже идёт обратно.

Маша. Что? (После паузы). Ты что?

Иван (спохватывается и подставляет руки). Нет, ничего. Похожа.

Маша. На кого?

Иван. Ну, там, на подставке. В комнате. Я смотрел. Каждое яблочко, как живое. Он настоящий художник?

Маша. Настоящий. Вот полотенце.

Иван (вытирая руки о штаны). Да ничего… (Садится за стол). У нас дома тоже две настоящие картины висели. На одной корабль в море, на другой – корабль в порту. Это от деда – он на флоте служил. А посреди – такое фото: дед молодой сидит на стуле с высокой спинкой. А сбоку стоит бабка – тоже молодая. И рука у него на плече. Так между двумя кораблями и висели.

Маша. Может, и теперь висят.

Иван. Может, и теперь. Посмотрим. Увидим.

Маша. Как увидим? Разве тебе теперь туда можно? Тебе теперь туда никак нельзя.

Иван. Я говорю, когда-нибудь.

Маша. А хочется?

Иван молчит, успев, правда, показать головой, что и нет, и да, и кто его знает.

Ты что-нибудь ужасное натворил? Ты… не убил? Мне кажется, ты не можешь… убить.

Иван (весело). Я тоже думал, что не могу… (Видя, что Маша отшатнулась, выставляет руки. Мол, да нет, не то). Я за рулём заснул. Всю ночь шуровал, уже в город въехал и заснул. А тут – хибара на повороте. Ну, я и разнёс ЗИЛом. Как раз кухню. А там один шлопак в пять утра самогон гнал… Смешно? Дали пять. Три отсидел, два оставалось.

Маша. Всего два и ты…

Иван. Всего. Подписалась бы ты, я бы на тебя посмотрел…

Маша. Лет… двадцать восемь было бы… самый возраст… (Замечает, что Иван как-то странно смотрит на неё). Что ты?

Иван (трудно подбирая слова). Я всё время думаю, если эту картину повесить, и все будут ходить и смотреть… на тебя… А ты совсем раздета…

Маша (не сразу). Женщина всегда раздета. Если даже она в пальто. Она должна привыкнуть к этому. Не могу тебе объяснить.

Иван (смущаясь). Нет, ну это я понимаю.

Маша. Правда?

Иван. Нет, ну понятно…

Маша (подходит к нему). Мне кажется, ты не такой, как они. Что ты можешь понять. Ты другой…

Смотрят друг на друга. За окном раздаётся короткий свист. И Иван тут же вжимает голову в плечи. Маша глядит в окно и хватается за голову. Бросается в зал.
Зал. Старо отупело качает кресло с Человеком в шляпе. Маша на секунду застывает, потом кричит.

Маша. Костя! Костя! Там опять этот мальчик… из соседнего двора. Он идёт сюда…

Человек в шляпе резко встаёт, доходит до двери останавливается.

Человек в шляпе (К Старо). Нужно выйти. Только так, чтобы он больше не приходил. А вы – вот сюда. (Показывая Маше место).

Старо спешит во двор.
Двор. Стоит мальчик лет десяти.

Мальчик. Здравствуйте, Константин Андреевич! У вас в машине стекло открыто…

Старо подбегает к ребёнку, хватает его за предплечье и кричит на весь двор.

Старо. Чтобы духу твоего больше тут не было! Маленький негодяй! Вон отсюда!

Мальчик (пытаясь свободной рукой разжать пальцы Константина Андреевича и вырваться). Что я такого сделал? Я что такого…

Старо. Вон!!! (Бьёт концами пальцев мальчишку по губам и толкает его, отчего тот не удерживается на ногах, но тут же вскакивает и бежит со двора, заливаясь слезами и шмыгая. И не понимая, в чём он виноват и что случилось с Константином Андреевичем).

Старо медленно идёт в дом, волоча руки и сгорбившись.
Зал.

Я всегда позволял ему… И вдруг… Просто так… ни за что… (Механически качает кресло с Человеком в шляпе). Вы мною довольны?

Человек в шляпе. Перестаньте вы дёргать кресло! Можно подумать, я приказал расквасить нос младенцу.

Старо (с вызовом). Вы сказали сделать так, чтобы больше не приходил!

Человек в шляпе (возмущённо). Ну так вы бы ему ещё ноги переломали! Что вы, не знаете, как говорят с детьми? Соврали бы ему любую чушь.

Старо (с вызовом). Вот этого не умею.

Человек в шляпе. Да? А это? (Осматривается, ища пример. Поднимает один из картонов, прислонённых к камину). А это? (Показывает всем здоровощёкое и мурзатое лицо тракториста, отирающего лоб рукавом на фоне трактора). Полная чепуха. Где это вы видели такое счастье? Как будто он только что родился и перегрыз собственную пуповину. Это заказ? Ну, так честно, между нами. Сколько платят за такую работу?

Старо (зло). Нисколько.

Человек в шляпе. Ну не для себя же вы отнимали у вечности эту доску почёта. Или я чего-то не вижу. (Ещё раз рассматривает портрет). Должна же быть какая-то авторская задача. Ну, там я не знаю, хотя бы декоративная цель…

Маша хочет вмешаться в разговор, но нет люфта.

Старо. Не вам об этом судить.

Человек в шляпе. У меня, Старо, в доме два Куинджи и один Коровин висят, о которых Эрмитаж только по каталогу знает. Я в портретную миниатюру начал деньги вкладывать, когда до неё ещё ваши снобы не добрались. И таким, как вы, платил. Ещё торгуются, как пчеловоды на Владимирском рынке. Будь я сейчас при своих, я бы купил у вас всего-навсего одну вещицу вместе с рамой из того, что здесь. Только одну, если я что-нибудь понимаю в живописи.

Старо. Я не продаю. Берите так.

Человек в шляпе. А вы знаете, какую? (Подходит к зеркалу, ощупывает раму). Хорошая вещь. Старое ярославское. Это вам не туфта. Оно не врёт. (Смотрит на своё отражение). Какой портрет! Какой пейзаж (ощупывает своё лицо) после битвы! Какие разрушения…

Послышался глухой топот копыт. Он нарастал и нарастал, и вот уже за окном промчались кони.

Человек в шляпе (вскакивая и подходя к окну). Это ещё что?

Маша. Тут недалеко конно-спортивная база.

Человек в шляпе (успокаиваясь. К Старо). Эта дорога вдоль озера – она…

Старо (враждебно). Вдоль озера.

Человек в шляпе. Она не выведет на шоссе? (Видя, что Старо пожимает плечами. Мол, нет). Что, так и идёт в лес? И никаких препятствий?

Старо (не оставляя сомнений). Так и идёт.

Человек в шляпе. У вас случаем карты нет?

Маша. Нет. (Обиженно). Вы, что, ему не верите?

Человек в шляпе (подходя к ней вплотную). А вы?

Маша (смущаясь). Он вообще…

Человек в шляпе. Старо, она вас идеализирует. (Глядя в упор на Машу). Вы давно на ней женаты, Старо?..

Старо (за спиной Человека в шляпе). Что?

Человек в шляпе. Сколько лет вы с ней в браке?

Старо (неуверенно). Ну, шесть лет.

Маша (ловя паузу). Боюсь, что мы пересолили.

Человек в шляпе. В каком смысле?

Маша. С мальчиком. Может явиться его отец – выяснить, что случилось. Он тут служит в школе.

Человек в шляпе разворачивается, подходит вплотную к Старо.

Человек в шляпе (серьёзно). Если мой человек в дровянике заметит что-нибудь неладное с вашей стороны… Учтите, с отцом вам будет труднее, чем с мальчиком. Ему по губам не надаёшь.

Выходит из кухни Иван.

Иван. Если что, пусть ведёт в комнату. А мы – в кухне. Там это окошко для подачи блюд. Всё видно и слышно. Они сюда, а мы в кухню.

Человек в шляпе (не сводя глаз со Старо). С Машей. Разумно, сынок.

Старо. Зачем? Машина готова. Забирайте. До ста шестидесяти миль в час. Что вы меня разглядываете?

Иван. Это сколько в километрах?

Маша (из-за спины Человека в шляпе). Двести сорок.(К Старо). Да?

Иван. Обалдеть.

Человек в шляпе (не отрывая глаз от Старо). Вот именно обалдеть… с этой парой, которая в браке не то три, не то шесть лет. Вам не пришло в голову, что тот же вопрос я мог задать полчаса назад Маше? Если верить вашим данным, Старо, то вы её терпеть не можете, поскольку три года с ней вам показались шестью. Или вы, может быть, считаете год за два, как на Крайнем Севере? С другой стороны, вы готовы за её честь пойти на всё. Ничего не понимаю.

Старо (сообразив, что влип). Зачем вам это? Вот ключи.

Человек в шляпе. Нет, давайте разберёмся. А то, знаете, вы такой хороший, такой порядочный, что мне даже неудобно снять с вас адидаски.

Старо. Это… ничего не меняет в вашем деле.

Человек в шляпе. Впрямую меняет. Я должен точно знать, с кем имею честь и кто на что способен. Знание людей – основной закон управления ими.

Старо (выкручиваясь). Ну хорошо. Она могла назвать вам формальный срок, а я – фактический.

Человек в шляпе (обрадовавшись). А это мы сейчас проверим. Стоит лишь задать несколько одинаковых вопросов. Сначала вам, а потом ей. (Ивану). Ну-ка, мальчик, выведи её на время.

Старо (сразу сдаётся). Не надо.

Человек в шляпе (Ивану). Ты понял? Тут бардак с видом на сад. (К Старо). И вы привозите её сюда, чтобы заодно поработать над её портретом? А эти два городских мальчика, чем-то неуловимым похожие на вас… (показывает в угол) вон там, в углу, сто двадцать на семьдесят, лицом к стене, чтобы не подглядывали…

Старо (начинает тихо заводиться). Да, это мои сыновья… Ну и что?

Человек в шляпе. А их мама вас уже больше не вдохновляет? (Разворачивает треногу с портретом Маши к свету. Всматривается, сравнивая с живой моделью). Да, да. Идея природной чистоты… веснушчатой непорочности. А это (показывает на яблоки) вечный искус греха! Ах вы змей! У вас есть вкус к жизни. У вас, а не у ваших гостей. (Обводит руками стены). Вы знаете в ней толк. Этот причёсанный дом, эта заморская машина, этот камин со шкурами. (Снова вплотную подходит к Маше, сверля её глазами). Эта девочка с молодым животом… (Свободной рукой рвёт блузку на Маше так, что пуговицы отлетают. Маша в ужасе пытается запахнуться). Стоять как есть!!! (Старо). Такие, как вы, живут долго и хорошо. И ради этого врут, качают кресла и бьют ребёнка по губам. (Подходит к Старо вплотную). Хотели пустить меня под откос?! Хотели, чтобы я, старый дурак, упёрся в заслон, бросил вашу драгоценную машину и уходил вплавь?! (Срывает с плеча ружьё).

Маша (в панике). Подождите! Есть дорога по ту сторону шоссе!

Человек в шляпе (обрывая). Да плевать я хотел на дорогу и на шоссе! Никто не знает, что вы здесь!!! Никто не придёт за вами и никто не приедет к вам, потому что вы здесь тайно! Вне правды! Вне закона! Вы такие же, как мы!

В тишине раздаётся короткий свист. Человек в шляпе разворачивается к окну.

Предупреждаю! Чтобы я слышал каждое ваше слово! (Ружьём показывает Маше на кухню).

Иван бросается за ними и закрывает за собой дверь. Старо срывается с места, накидывает на портрет простыню, зашвыривает ногой осколки глины под диван, мечется по комнате, прибираясь. Стук в дверь. Старо встаёт напротив входа, вскидывает руки на ремень брюк и распрямляет плечи.

Старо (агрессивно). Войдите!

Входит человек. Копия с портрета механизатора. Но праздный – в костюме. Неторопливый, уверенный в себе.

Сосед (сияя). Мастеру поклон! Не помешал?

Старо (приходя в себя и разочаровываясь). А, это вы? Ничего. (Вспоминает, что должен говорить громко). Ничего! Голова раскалывается! Давайте завтра, а?

Сосед (останавливаясь). Я во дворе смотрю – «форд». Ну, думаю, зайти…

Старо. Давайте завтра с утра, а? идёт? Прямо с утра приходите и…

Сосед. С утра в район еду. (Не понимая, в чём дело). А что, я – вразрез?

Пауза. Старо в некотором замешательстве трёт лоб.

(Не найдя объяснения). Ну тогда на неделе. (Ещё стоит какое-то время. Обижен). Ладно, пошёл. Мы люди простые. (Намеревается уйти).

Старо (вдруг). Постойте! (Хочет что-то сказать. Нервно оглядывается). Раз уж пришли… (Поднимает портрет). Вот. Ну, вы себя видели. Я ничего не добавлял. (Протягивает).

Сосед (смягчаясь, разглядывая потрет). Ну… что скажешь! Талант! Что есть, то есть. (Переворачивает работу). А подписать? (Смеётся).

Старо (нетерпеливо). Да зачем это… я не Пикассо.

Сосед (подсовывая портрет). Не знаю, не знаю. Мало ли. Завтра возьмёте и станете знаменитым… или я стану. (Отдаёт лист, усаживается на диван). Вот, хотят, чтобы выступил – завтра телевидение машину пришлёт. Хотите, про вас скажу. На всю страну. А?

Старо (обнажая фломастер). На всю страну – не надо. Спасибо.

Сосед. А что? Думаете, не разберусь, что к чему? (Достаёт деньги). Ваше дело, конечно, посложнее нашего, но я свяжу… с землёй там… или с людьми села… (Смеётся). Вот, как договорились. Триста. (Кладёт на стол).

Старо (понимая, что деваться некуда). Да, да. Ну ладно. Вовсе не обязательно было… Ну ладно. (Передаёт лист владельцу).

Сосед (устраивая портрет рядом с собой). Ну, спасибо. Считать не будем?

Старо (совершенно раздражаясь). Да ну вас, в самом деле. Я вам верю.

Сосед. Не знаете, сказали, есть такая примета: если выносишь из дома своё изображение, нужно споткнуться на пороге? Не слыхали? (Достаёт бутылку и ставит на стол). А то помрёшь…

Старо (спохватываясь). Нет, нет, я не буду.

Сосед. Армянский. Я знаю, вы водку не пьёте… Художники…

Старо. Как раз пьём. Но сейчас (суёт бутылку в руки)… не могу. Не могу.

Сосед. Что, совсем?

Старо. Всё, всё.

Сосед. Ну, извини. (Разводит руками. Явно обижен). Думал, поговорим… (Прячет коньяк. Встаёт).

Старо. Ради Бога… вы не обижайтесь. (Оглядывается). Бывает такое! Ну, не до этого. (Трёт левый бок). Вы меня поймите. (Показывая на сердце, на почки). Вы уж как-нибудь сами… дома… с женой…

Сосед. Нет, ну если… не в кассу… Тогда что уж… Бывайте.

Старо. С Богом.

Сосед. Да, чуть не забыл: фотокарточку бы тоже. Хороший снимок. Я бы так рядом и повесил – портрет и фото. Мол, вот что значит настоящий художник!

Старо, кряхтя, шаркает злыми глазами по залу. Суётся в пачку бумаг, ищет.

А насчёт приметы не слыхали?

Старо (найдя снимок). Да бросьте вы в чепуху верить. (Отдаёт).

Сосед. Нет, ну так, болтают. Всё, ухожу. (Забирает портрет). Ну, поправляйтесь! (Идёт по коридору).

Старо (вдруг). Постойте! (Сосед удивлённо останавливается, оборачивается). Вот что… (Пауза). Рядом с фотографией не надо. Глупо это: рядом с фотографией.

Ничего не понимая, сосед растерянно идёт вон из зала. На выходе оборачивается, желая что-то сказать, но спотыкается, крутит головой и уходит. Старо стоит посреди комнаты с деньгами. Трое выходят из кухни.

(Растерянно и мрачно). Вот… ещё деньги. Могут пригодиться в дороге. Вот. (Кладёт на стол к тому, что уже лежит на виду).

Человек в шляпе (как бы желая ободрить). Ничего. Не переживайте. Ничего ужасного. Лучшие художники мира шли на заказ. (Ивану). У тебя с собой нет никакого снимка, сынок?

Иван (хмыкая). У меня…

Человек в шляпе. Жаль. А то бы мастер написал потрясающей внутренней силы портрет. Мы бы ему заказали – теперь у нас есть, чем платить. Он вам не интересен как типаж?

Старо (огрызаясь). Не интересен.

Человек в шляпе. Ну, Старо, посмотрите на него. Если не брить и не умывать… Портрет беглеца! Да любой художник отдал бы большой палец! Вы представляете, из честной крестьянской семьи. Ранние пороки. Неоправданные претензии к жизни. Авантюризм. Он магазин обчистил…

Иван бросает взгляд на Машу и, видя вопрос на её лице, опускает голову.

Три года изоляции и размышлений в обществе подонков. Наконец, счастье свободы! И вы застаёте его в этот пик человеческого духа! Я вас не понимаю.

Старо. Я ничего не буду говорить в ответ. Я уже понял: что бы я ни сказал, вам всё равно это будет только поводом для выступлений.

Человек в шляпе. Ну так жизнь человека есть не что иное, как внутренняя потребность высказаться.

Старо. Просто в вас накопилось за шесть лет и вот вы теперь…

Маша (пытаясь смягчить). Костя!

Старо (ей). Подожди! И вот теперь вы влезли на трибуну и узурпировали наши уши.

Маша. Костя! Костя! Успокойся…

Старо (набирая голос). Помолчи!.. Пользуясь тем, что вам всё равно не ответят. Это не по-мужски! Вас сажал не я, вас обманул не я, не я проживаю припрятанное вами добро!

Маша. Костя! Не слушайте его! Ради Бога! Это срыв! Срыв! Нервы не выдержали… Он сейчас…

Старо (отталкивая её от себя). Вы сводите счёты с жизнью, но причём тут мы? Почему я должен быть свидетелем вашего последнего слова?

Маша (пытаясь ладонью зажать ему рот). Молчи, несчастный! Простите его, простите! Он не понимает, что говорит…

Старо (освобождаясь). Да отойди ты, в самом деле! Посмотрите на неё. Что вы сделали с человеком! Она уже готова на всё!

Маша. Ради тебя, дурак…

Старо. Врёшь! Ради себя. Рабский страх.

Маша. Да, да, да! У меня – маленькая девочка… ребёнок… старик на руках… беспомощный человек…

Старо. Господи, замолчи! Сейчас он тебе скажет: что же ты тут развлекаешься, красотка, и даёшь срисовывать с натуры свой живот, когда они там, беспомощные – ребёнок да старик. И ты ему не ответишь, что жизнь обделила тебя вариантом. Что твой муж – ничтожество и пьяница. Что тебе тридцать лет, и ты имеешь право пусть даже на краденное счастье…

Маша. Свинья! (Бьёт его по щеке). Проговорился, наконец. Я всё ждала, когда это случится. Нашёл место! Свинья!

Наступает тишина.

Человек в шляпе. Ну вот, наконец. Полезло настоящее. Запахло… человечиной. Вы ещё скажете мне спасибо за эту минуту правды. А то так и жили бы с японскими масками на лицах. «Это моё последнее чувство!» «Он всегда такой!» Нажрутся газетных заголовков о верности и любви, а чуть копнёшь – по морде! Ничего не изменилось в этом мире, сынок, пока мы с тобой грузили негашёную известь. Шесть лет назад я оставил его таким и теперь узнал, узнаю в этой парочке отборных зёрен. Я прав, сынок… Что они могут сказать такого, чего я не знаю о человеке…

Иван, кажется, плохо слышит его, скорее испытывая неловкость присутствия.

Старо. Я ответил бы вам… Если бы знал, что вы дослушаете до конца. Вы правы лишь потому, что не в моей, а в вашей руке этот главный аргумент, который вы держите всё время наготове. Я бы вам сказал, чего вы стоите без него…

Человек в шляпе размахивается и бросает ружьё на диван. Старо умолкает, тупо глядя на дробовик, лежащий теперь рядом с ним.

Человек в шляпе. Нате! (Заметив движение Ивана). Сынок! Не сметь! Ну, Старо! Вот вам аргумент. Я говорю: человек питается человеком. Ну, я слушаю вас. Вы умеете обращаться с оружием?

Старо шевелит пальцами, будто руки замёрзли.

Маша (в панике). Костя! Не трогай! Не прикасайся! Умоляю вас, заберите, заберите это.

Старо смотрит на неё, не зная, что делать.

Человек в шляпе. Ну, слушаю, слушаю, чёрт возьми! Что вы такое хотите сказать, чтобы я заткнулся и слез с трибуны? Будут слова? Будут выстрелы? Что-нибудь будет?

Маша (в отчаянии). Умоляю тебя, Старо… не прикасайся к этому!

Старо будто ищет что-то под руками, будто шарит пальцами, да не находит. Тогда он сжимает пальцы в кулак.

Старо. Уходите! Уходите отсюда! Берите машину! Берите всё, что здесь есть! Сожгите дом! Только оставьте нас одних! Отпустите! Я ничего не сделаю, чтобы вам помешать. Разве вы не видите? Уходите! Прошу вас!

Возникает звук вертолёта, быстро нарастая. Иван бросается к окну и, вжав нос в стекло, смотрит в небо. Звук достигает предела и тут же удаляется. Со звуком как бы тень огромной птицы пересекает зал.

Иван (в окно). Нас ищут! Это нас.

Пауза.

Человек в шляпе (спокойно). Ну вот. Куда же мы сейчас? Уж извините. Теперь уж до наступления темноты.