Разделы и рубрики
Автор
Цикл публикаций
Зубатовщина (Фрагменты)
Девятое января и Гапон
О Гапоне
История моей жизни. Глава 24. Будущее русской революции
История моей жизни. Глава 23. Я перехожу границу
История моей жизни. Глава 22. На пути к свободе
История моей жизни. Глава 21. Мой побег
История моей жизни. Глава 20. Царь и его «дети»
История моей жизни. Глава 19. Конец бойни
История моей жизни. Глава 18. Около дворца
История моей жизни. Глава 17. Первые баррикады
История моей жизни. Глава 16. Бойня у Нарвской заставы
История моей жизни. Глава 15. Утро 9 января
История моей жизни. Глава 14. Последние приготовления
История моей жизни. Глава 13. В министерстве юстиции
История моей жизни. Глава 12. Стачка разрастается
История моей жизни. Глава 11. Начало кризиса
История моей жизни. Глава 10. Убийство Плеве
История моей жизни. Глава 9. Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Петербурга
История моей жизни. Глава 8. Конец зубатовщины
История моей жизни. Глава 7. Я знакомлюсь с Зубатовым
История моей жизни. Глава 6. Между босяками и рабочими
История моей жизни. Глава 5. Ложные пастыри
История моей жизни. Глава 4. Крайности встречаются в Петербурге
История моей жизни. Глава 3. Я становлюсь священником
История моей жизни. Глава 2. Мой родной дом
История моей жизни. Глава 1. Пораженный великан – аллегория
Репутация попа Гапона
Человек без рясы. От редакции
Публикации автора
Человек без рясы. От редакции
Конец Серебряного века. Сценический этюд
Невероятное происшествие в двух частях
Неизвестный Аркадий Аверченко. Редакционная заметка
Тредиаковский. Человек и альманах
Человек без рясы. От редакции
- Автор: Редколлегия
- Персоналии: Гапон Георгий Аполлонович
- Дата публикации: 01.06.2014
- Сертификат о публикации № Т-3287
- Рубрика: Колонка редактора
- Цикл публикаций: Человек без рясы
Человек без рясы, или Дело Гапона
По воспоминаниям его собственным и его современников
А. Карелин. «Гапон был священник, и я никогда не слышал такой замечательной службы. Он служил, как артист».
С. Раппопорт. «Гапон был, без сомнения, крупной и оригинальной личностью. Обладая сильной волей, бешенным темпераментом и фанатической верой в свои силы и призвание, он был одним из тех «героев», магическое влияние которых на «толпу» всегда остается загадкой для посторонних наблюдателей».
А. Филиппов. «Гапон – жалкая, бесцветная, юркая, честолюбивая фигура, случайно выброшенная наверх в крутившемся вихре событий».
В. Поссе. «Маленький, сухой, тонконогий, черный, с синеватым отливом на бритом лице, с большим носом, сдвинутым влево, он смотрит своими черными глазами вниз и в сторону, как бы стараясь скрыть от вашего взора то, что творится в его душе, и в то же время зорко посматривает за вами».
Л. Дейч. «От природы Гапон, несомненно, был умен, очень способен и, в некоторых отношениях, быть может, не без дарований. Он, несомненно, обладал также значительной долей настойчивости, энергии и занял бы видное место на любом поприще».
От издателя
В конце 80-х – начале 90-х годов рижский литературно-художественный журнал «Даугава» приступил к подготовке серии материалов о русском православном священнике, чья странная и трагическая биография неразрывно связана с Первой русской революцией, начиная с даты ее зарождения 9 января 1905 года и заканчивая нераскрытым убийством 28 марта 1906 года 36-летнего руководителя Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга.
Имя бывшего священника, найденного повешенным на пустующей даче в Озерках, – Георгий Аполлонович Гапон. Впоследствии сталинская историография настолько прочно утвердила в массовом сознании миф о попе Гапоне – предателе, Гапоне – провокаторе, Гапоне – агенте царской охранки, казненном по «приговору суда рабочих», что опровергнуть его стало возможным только после падения советской власти – в середине 90-х.
Нет сомнений, что первенство в разоблачении этого мифа принадлежало именно «Даугаве», и если бы не известные события, то, вероятно, «Даугава» первой пролила бы свет на покрытую мраком тайну убийства в Озерках. Как вспоминает главный редактор журнала (1987-1991) В. Л. Дозорцев, «в первом же номере, который я подписал, я обратился к читателям с сообщением о большой неприятности: «Даугава» меняет своё русло. Она больше не будет сборником научно-фантастической прозы, поскольку нам нужны страницы для реальной проблематики общества, втягивающегося в перестроечные процессы, а также для так называемой пропущенной литературы, раскопки которой мы начинаем» (Владлен Дозорцев. Настоящее прошедшее время. Рига, 2009. С. 188).
Фокус в том, что не только журнал, но даже целое государство, как человек, иногда оказывается «внезапно смертным». Издававшаяся до «нулевых» «Даугава» после 1991-го была уже не той «Даугавой», интересы которой простирались в кладовые «пропущенной литературы» соседней страны. Из двух архивных папок с завязками, которые Владлен Леонидович привёз в багажнике «Вольво» на встречу с издателями «Тредиаковского» в родной Юрмале, в своё время увидела свет только вступительная статья Б. А. Равдина («Репутация попа Гапона», опубликованная в № 3-4 «Даугавы» за 1991 год), после чего машинописный текст статьи из папки таинственным образом исчез. В 91-м «Даугава» перешла под управление Р. Г. Добровенского, затем, в 95-м, – Ж. Эзит и спустя 12 лет перестала существовать. Двухтомное собрание перепечатанных на машинке воспоминаний самого «попа», его соратников и убийц, оставаясь невостребованным, печально пылилось в кладовой четверть века, пока станицы писчей бумаги характерным образом не пожелтели.
Свято место, как известно, пусто не бывает, и то, что собирали по библиотекам и архивам издатели «Даугавы», было представлено читателям другими исследователями в 1990-х годах и позднее. Всё или почти всё. Многое из того, что в 91-м могло произвести самый неожиданный эффект (к головокружительным «спецэффектам» 90-х читатели ещё не привыкли), сегодня доступно в Сети и является оцифровкой публикаций первой четверти ХХ в., переизданных обыкновенным или репринтным способом на рубеже тысячелетий. Вот только парадокс ситуации заключается в том, что слова «поп Гапон» и слова «провокатор и предатель» остаются синонимами в подсознании невзыскательного обывателя по сей день.
Альманах «Тредиаковский» приступает к публикации «Дела Гапона» в той последовательности, в которой материал был подготовлен В. Л. Дозорцевым к публикации в «Даугаве» в 1991 году.
Издатели благодарят Бориса Анатольевича Равдина за предоставленную статью.