По горизонтали: 1. Действующее лицо пародии А. П. Чехова «Кавардак в Риме» (1884), написанной на постановку в московском Новом театре комической оперы И. Штрауса «Карнавал в Риме». По этому поводу одна из газет заметила: «”Карнавал в Риме”, шедший вчера в Новом театре, к сожалению, не оправдал надежды, – первый акт невозможен, а остальные неважны» («Новости дня», № 262, 23 сентября 1884 г.). 4. Его смерть провозгласил в своей работе один из французских структуралистов и семиотиков. В частности, в работе этого исследователя литературы было отмечено следующее: «Рождение читателя приходится оплачивать <его> смертью». 7. Начальная страница книги, предшествующая титульному листу. На него обычно выносится часть информации с титульного листа – в большинстве случаев название издательства и / или его логотип, наименование серии или иные надзаголовочные данные. 9. Любитель и собиратель редких и ценных изданий. С. Р. Минцлов (1870-1933) – один из самых читаемых писателей в дореволюционной России, в первую очередь вспоминается как подвижник именно в этой области интересов. 11. Потомок Адама в седьмом поколении (по генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя, отец Мафусаила. Ветхозаветный рассказ о нем отличается краткостью и загадочностью. Время его жизни – 365 лет. 12. Изобретатель в нахождении удачных, ярких, красочных или смешных выражений. «Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работы, на Ярмарку. Там меня встречали интересные люди: плотник Осип, седенький, похожий на Николая Угодника, ловкий работник и <…> (М. Горький. В людях). 13. Название рассказа Аркадия Аверченко из книги «Рассказы (юмористические)» (1910): «– К сожалению, должен сказать, что не пойдут именно эти стихи, а не какие-нибудь другие. Именно начинающиеся словами: Хотел бы я ей черный локон... – Почему же, господин редактор? Ведь они хорошие. – Согласен. Лично я очень ими позабавился, но... для журнала они не подходят». 16. Героиня романа И. С. Тургенева, о которой один из главных персонажей говорит: «Это что за фигура? <…> На остальных баб не похожа». 19. Один из дипломатических документов, связанных с именем князя А. М. Горчакова, товарища А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею. 20. Произведение, вошедшее в сокровищницу мировой литературы, по которому А. С. Пушкин пробовал изучать греческий язык. Известны неудачные попытки перевода А. С. Пушкиным шести стихов из этого произведения. 21. Таджикский писатель, учёный, общественный деятель. Первый президент АН Таджикистана. Автор работ по истории и филологии народов Средней Азии, очерков и монографий о Рудаки, Ибн Сине, Саади и др. Настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода. 22. Поэт «первой волны» эмиграции, участник французского Сопротивления. Автор стихотворения «Кишинёвские похороны», вошедшего в большинство антологий зарубежной русской поэзии. 23. Знаменитый итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения. Пушкин упоминал его неизменно как одного из величайших итальянских поэтов. 24. Неофициальное сокращённое название (аббревиатура) ведущего московского учебного и научного заведения, занимающегося проблемами преподавания русского языка как иностранного. 25. Святой пророк, третий из 12 малых пророков, жил в VIII веке до Рождества Христова. Был первым пророком-писателем и первой после Моисея важнейшей фигурой в Ветхом Завете. Его можно назвать «человеком из народа», поскольку основным его занятием было разведение овец и уход за плодовыми деревьями. 27. Буквально: «противоположные ноги» или «противостоящие ноги». Героиня сказки Л. Кэррола, Алиса, боялась попасть в страну этих загадочных обитателей, так как полагала, что попадёт в страну, где всё вверх тормашками и ей придётся стоять на голове. 29. «Войска Донского отставной урядник из дворян» Василий Семи-Булатов – по отношению к своему учёному соседу. 30. Герой водевиля («шутки в одном действии») А. П. Чехова «Трагик поневоле» (1889). По поводу этого водевиля в письме к Чехову драматург И. Л. Леонтьев (Г. К. Щеглов) заметил: «У вас есть “Трагик поневоле” <…>, а у меня пиеса <…> “Комик по натуре”. Это даже умилительно!..». 34. Город, положивший в литературоведении название прозе (цикла повестей, связанных общностью времени, места, отдельных героев и сюжетных ходов) писателя, участника Великой Отечественной войны В. Л. Кондратьева. 35. В качестве методологического принципа это понятие появилось впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия. Широко использовалась в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. 36. Главный герой одноимённого англоязычного романа В. В. Набокова, возможным прототипом которого был известный русский литератор и поэт предпушкинской поры. 39. Самый известный в мире стихотворный сборник аргентинского поэта и прозаика Х. Л. Борхеса. Почти все стихотворения (и микроновеллы), входящие в эту «книгу стихов», написаны за относительно короткий период с 1957 по 1960 год уже зрелым писателем. Глубокие, философские, – даже не стихи, а своеобразные «медитации» – составляют содержание этой книги. 40. Пьеса И. С. Тургенева (1848), которая была запрещена цензурой как для сцены, так и для печати за «оскорбление нравственности и дворянского сословия». «По всей пьесе проходит что-то нехорошее», – таков приговор цензоров. Почти десять лет пьеса ходила в списках и была напечатана в «Современнике» лишь в 1857 г. под названием «Чужой хлеб». 41. Английская писательница, основоположница семейного, «дамского романа». Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. 42. Самый влиятельный японский архитектор XX века, эссеист. Среди его многочисленных публикаций наиболее известны эссе о Микеланджело, книги «Кацура: традиции и творчество в японской архитектуре», «Исэ: прототип японской архитектуры» и др. В его литературных работах преобладает тема традиций и их роли для творчества современного художника в 1950-е годы.

По вертикали: 1. Одна из первых славянских азбук, создателем которой считается Св. Константин (Кирилл). 2. Роман Л. М. Леонова, отразивший, по словам самого писателя, «историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю первой встречи машины с дремучими недрами». Типичный образец социалистического реализма. 3. То, в насилии над чем уличались содомиты, помещённые, вместе с богохульниками (насилие над божеством) и лихоимцами (насилие над искусством), в третий пояс седьмого круга дантовского Ада. 4. Легендарное кушанье, изобретённое богиней плодородия и земледелия Деметрой, в соответствии с греческим названием которого небожители наделялись бессмертием. 5. Фортепианное произведение (ми-мажор, 1809) немецкого писателя, композитора и художника Э. Т. А. Гофмана. 6. По Д. И. Писареву: синоним «бездарного писаки, который бы не отпустил несколько казённых пошлостей о золотых или о розовых мечтах юности». 7. Романтическая поэма А. С. Пушкина, в которой, по словам Ф. М. Достоевского, поэт «отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Отыскал же он, конечно, не у Байрона только. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей русской земле, поселившийся». 8. Псевдоним поэта-сатирика, фельетониста, журналиста В. В. Клопотовского, одного из многолетних сотрудников рижской газеты «Сегодня» (1919-1940). 9. Один из наиболее политизированных романов Ф. М. Достоевского, написанный под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр. 10. Именно этой фигуре в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина уделено особенное внимание. Путешественник Карамзина по пути в Женеву совершает особое путешествие из Веймара в Эрфурт, с тем, чтобы посетить там Бенедиктинский монастырь с могилой легендарного участника первого крестового похода имперского графа Глейхена на Петровой горе и его келью. 14. Одна из профессий поэта, писателя и драматурга В. Л. Дозорцева. 15. Наука, в которой Евгений Онегин обнаруживал глубокие познания. Второй «предмет», которым в совершенстве овладел пушкинский герой – «наука страсти нежной». 17. Лат. «просящий». Фигура (преим. женщины) с простертыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве, служившая для передачи образа просящего или его просящей души. 18. Русский поэт (1907-1971), основатель рижского литературного объединения «На струге слов» (1929-1936). Автор сборника стихотворений «Цветень» (Рига, 1928). 19. Распространённый шахматный термин, который ни разу не употребляется в романе В. В. Набокова «Защита Лужина». 24. Один из женихов Бьянки в комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой». 26. Литературное произведение, при известном усердии писателя, обнаруживающее склонность к многотомному собранию. 27. Знаменитый греческий лирик. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами его песен. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. 28. Литературный прообраз персонажа лесковского романа «Захудалый род» – Доримедонта Васильевича Рогожина, даже «своею наружностью в общем чрезвычайно» напоминавшего «всем столь известную фигуру <…> и так же, как тот, был немножко сумасшедший. По случайной фантазии, оригинальный костюм Рогожина еще более довершал его сходство: Доримедонт Васильевич любил верхнее короткое платье вроде камзола или куртки, похожей на бедный колет рыцаря <…>, и туго стягивался ржавым металлическим поясом, состоявшим из продолговатых блях, соединенных между собою тоненькими крепкими цепочками, из которых, впрочем, многие были оборваны». 29. В переносном смысле – описание, характеристика кого-либо, чего-либо, данные в общих чертах, без деталей, подробностей. 31. Поэма самой изысканной и строгой архитектоники, насчитывающая 210 стихов, 14 из которых повторяются троекратно. На русском языке впервые написана в 1889 году. 32. То, что, согласно названию, попытался разбить на «части» И. Бродский в одной из своих поэтических книг (1974-1976). 33. «Песня» бурлаков над Волгой (Н. А. Некрасов). 37. «Калининградский» мыслитель, которого поэт Бездомный из известного булгаковского романа желал отправить на Соловки. 38. Этнограф, лингвист, собиратель русских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края. При недостатке филологического образования, благодаря энергии и любви к делу, он смог издать при жизни, помимо прочего, семь больших книг материалов, обнимающих всю духовную жизнь русского крестьянина, от колыбели до могилы. Сам собиратель называл себя только «чернорабочим» в науке, а свои труды – «крохоборными», что объясняется скорее его скромностью. Участвовал в пополнении академического словаря русского языка, делая выборки из произведений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, С. Т. Аксакова.