Сергей Цивинский

О Цивисе

Публикатор: 
09.09.2010

Я начну неоригинальной фразой: мне нравится Цивис, – кому он не нравится?

Попробуем разгадать тайну этой общей любви.

Она завоевана, конечно, талантливостью. Однако можно назвать множество имен, ряд талантов, совсем не пользующихся симпатиями публики. Цивис подкупает непринужденностью. Он очень легок, его перо и кисть свободны, вольны, капризны, но неприхотливы. Самое приятное в его рисунке – отсутствие тяжести. Никогда он не дает чувствовать напряжение труда. Неизменное впечатление от его карикатур – их непосредственность, ненадуманность, какая-то природная естественность. Так ясно чувствуешь, что художник не искал тем, не придумывал острот, не выискивал уродливых черт, не делал искусственных нажимов, – все вылилось как бы само собой, как невольный смех, улыбка, рожденная зрелищем тайного человеческого уродства.

Карикатурист Цивинский. (К его выставке)

Публикатор: 
09.09.2010

Развитие политической карикатуры прежней России тормозилось политическим режимом. Понадобилась революционная вспышка 1905 года для того, чтобы внезапно народилась весьма обидная и неожиданно-интересная политическая карикатура и шарж. Но когда эта вспышка погасла, то и политическая карикатура опять утратила многое из своей яркости. В дни Керенского она опять воскресла к скоротечной жизни, но ни технические условия, ни общее тревожное настроение не дали ей в краткий промежуток выявить достаточно значительных достижений.

Рассказы о Ленине. От издателя

04.05.2010

Обращая «взгляд» редакционной фотокамеры в прошлое, мы коротали дни и вечера в читальном зале Латвийской библиотеки на улице Екаба, бережно пролистывая пожелтевшие, тяжёлые, хрусткие страницы сохранившихся старинных русских газет. Результаты таких «археологических экспедиций», проведённых в поисках произведений поэтов и прозаиков, критиков и публицистов, мемуаристов и журналистов, редакторов и издателей «первой волны» эмиграции, помещаются в альманахе «Тредиаковский» в рубрике «Ретроспектива» (от лат. retrospectare, «взгляд назад»). Под грифом републикуется впервые заинтересованному кругу российских читателей возвращаются не только «забытые» после революции 1917 года имена популярных прежде литераторов: П. Пильского и С. Минцлова, К. Бельговского и Р. Словцова, В. Португалова и А. Амфитеатрова, но также и раритетные, не опубликованные ранее в России, произведения, авторство которых закреплено за более или менее широко известными писателями, и даже настолько известными, как М. Горький и М. Лермонтов (да-да, запланированы нами и такие публикации).

Сергей Антонович Цивинский (Civis) (1895-1941)

09.11.2009

Художник-карикатурист. Один из «чутких» карикатуристов своего времени. Карикатуры С. А. Цивинского отличались злободневностью; без них не обходился практически ни один номер газеты «Сегодня», в которой С. А. Цивинский сотрудничал на протяжении многих лет (с 1920 по 1934 гг.). С. А. Цивинский – чрезвычайно «плодовитый» мастер, создавший за пять лет 7500 карикатур. Творческий репертуар художника достаточно широк и разнообразен; С. А. Цивинский изображает известных писателей, художников, актеров (среди них – К. Высотский, С. Минцлов, М. Чехов, М. Горький, П. Пильский и многие другие). Но наиболее полно С. А. Цивинскому удается реализовать свой талант в политической карикатуре (он выполняет шаржи и карикатуры на Сталина, Ленина, Троцкого, Рыкова, Каменева, Гитлера). В рисовании и живописи он был самоучкой, но снискал восторженные оценки современников. Так, например, П. Пильский, в предисловии к одной из книг С. А. Цивинского, заметил: «Карикатуры Цивиса воздушны и художественны, как красивое кружево, – так тонки эти нити, так неуловимы эти штрихи. У него легкое творческое дыхание».

Страницы