«Самое главное» – «На дне»: страница 7 из 7

Опубликовано: 
13 апреля 2012

Вместе с тем, у Евреинова – даже «новобращенного» и заангажированного большевистским социальным экспериментом – имелись претензии к социализму [1], а, в свою очередь, горьковская пьеса со временем утратила изрядную долю прежней своей социально-политической актуальности и былой эстетической новизны. Это, разумеется, не могло не стимулировать сложившееся у Евреинова задолго до работы над «Самым главным» критическое отношение как к самому «реалисту» (и ницшеанцу!) Горькому, так и к сáмому его прославленному тексту. Но эта изначальная критическая установка ослабела под воздействием открывшегося Евреинову осенью 1920-го обаяния зрелого Горького – на тот момент личности необычайно сложной и необычайно привлекательной. Здесь же уместно вспомнить и о столь любезных автору «Театра для себя» и в высшей степени присущих Горькому артистизме и склонности к театрализации жизни, – по свидетельству Ходасевича, «“театр для себя” был вполне в его духе, я знаю несколько пьес, которые он на этом театре разыграл» [2]. Открытие Евреиновым для себя этих черт горьковской личности вкупе со знакомством (через Ю. П. Анненкова? [3]) с его жизненными обстоятельствами повлекли их игровое (присущее театру как таковому и характерное для евреиновских теоретических построений) переосмысление и соответствующее их изображение в пьесе, задуманной как развитие, продолжение и, одновременно, преодоление знакового горьковского текста.

 


[1] См. в тексте «Самого главного» (сцена в театре): «Д - р  Ф р е г о л и <…>. Я <…> антрепренер театра, в котором, с точки зрения профессиональной, нет решительно ничего театрального <…> Он зовется “Жизнью”, этот замечательный театр. И если он имеет свои преимущества, то рядом с ними он не чужд и недостатков. Прежде всего, это очень старомодный театр, с отжившими традициями, с до сих пор не сыгравшейся труппой, где главные роли играют сплошь и рядом не достойнейшие, а ловкие интриганы, театр, где годами царит засилие бездарных режиссеров, где играют черт знает какой репертуар и играют плохо, не считаясь иногда ни с суфлером, ни с партнерами. В нем нужны коренные реформы, начиная с материального положения труппы, так как нельзя же допустить, в самом деле, чтобы в то время, как одни актеры голодают, другие получали бы баснословный оклад... Впрочем, последний вопрос кажется близок к своему разрешению, так как подавляющее большинство уже решительно настаивает на приглашении управляющего труппой... Вы, конечно, слыхали о нем! личность весьма почтенная, несмотря на свое нелегальное происхождение. Я говорю о Социализме... Он обещает очень много, начиная с распределения ролей на более справедливых началах. Но, к сожалению, его специальность – вопросы чисто материального характера. Это, конечно, уже много – разрешить эти вопросы, но это еще не все, что требуется. В самом деле – сделать всех равноправными в отношении материальных благ не значит еще достичь того же в отношении благ духовных и эстетических. А между тем на свете миллионы людей, лишенных интимных радостей благодаря убожеству, миллионы наших ближних, для которых равноправие Социализма должно звучать горькой насмешкой. Это, конечно, не аргумент против Социализма, это лишь аргумент в пользу того, что мы должны еще что-то сделать, еще что-то предпринять в интересах высшей морали» (2: 57).

[2] Ходасевич В. Горький. С. 173; ср.: С. 176.

[3] В этой связи см. его биографич. очерки «Максим Горький» и «Николай Евреинов» в кн.: Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. <New York:>, 1966. Т. I. С. 25 – 55; Т. II. С. 111 – 141. Анненков, напомним, оформил обложку 1-го изд. «Самого главного» (Пг., 1921), он же приготовил декорации и костюмы для премьеры евреиновской пьесы в «Вольной комедии»

Страницы