Почему обезьяна кричит петухом: к объяснению одного мотива в творчестве А.М.Ремизова: страница 3 из 3

Опубликовано: 
11 января 2012

Не совсем ясно, правда, сразу ли Асыка был «списан» с иконографического образа Абраксаса или это более позднее осмысление образа, относящееся к концу 10-х – началу 20-х годов, когда Ремизов активизирует свою игру-мистификацию в Обезвелволпал (см.: Обатнина 1996: 185 – 217; Доценко 1997: 305 – 320). Как представляется, предложенная интерпретация образа Асыки-Абраксаса заставляет подозревать, что уже ранняя «редакция» образа Асыки (в рассказе «Обезьяны») так или иначе соотносится с образом Абраксаса. Впоследствии эта семантика Асыки был закреплена за ним в более явном виде. В качестве дополнительного аргумента в пользу сказанного может служить следующее соображение. Полное имя обезьяньего царя Асыки выглядит так: «Асыка-Валахтантарарахтарандаруфа-Асыка-Первый-Обезьян-Великий» (Ремизов 1991: 376). О возможном происхождении самого антропонима «Асыка» уже писалось (Гречишкин 1980: 173 – 176). Гораздо более примечательна вторая часть имени: Валахтантарарахтарандаруфа. Его Ремизов позаимствовал из одного русского фольклорного (магического) текста, помещенного в известном сборнике «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», где встречается именно такое загадочно-бессмысленное слово (см.: Кирша Данилов 1958: 275).

Но замечательнее другое. От имени Абраксас образовано магическое слово абракадабра: «Абракадабра – чародейское слово, восходящее ко времени василидиан, у которых слово Абраксас было названием высшего существа; <> ладанка со словом абракадабра излечивает от лихорадок; для этого оно, с соблюдением таинственных обрядов, писалось 11 раз в форме треугольника <> Слово абракадабра и в новейшее время встречается в амулетах <> Произношение этого слова также считалось заговором» (Брокгауз-Ефрон 1891: 40; об этимологической связи имени Абраксас и слова абракадабра см. также: Britannica 1929: 59).

Иными словами, вторая часть полного имени Асыки является скрытой отсылкой к имени Абраксас, т. к. она есть не что иное, как самая настоящая абракадабра, т. е. – «бессмысленное слово». Дешифруя таким образом имя Асыки, получаем: Асыка-Абраксас. Бессмысленность имени оказывается мнимой: оно указывает на тайное – настоящее – имя обезьяньего царя Асыки.

 

Литература

Безродный М. 1992. Об одном приеме художественного имяупотребления: (Nomina sunt odiosa). – В честь 70-летия профессора Ю.М. Лотмана: Сборник статей. Тарту: Эйдос, 1992: 210 – 217.

Брокгауз-Ефрон 1891. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.Е. Ефрона. СПб., 1891. Т.1.

Большая энциклопедия 1902. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб., 1902. Т. 1.

Гречишкин С. 1980. Царь Асыка в «Обезьяньей Великой и Вольной палате». – Studia Slavica Hung. 1980. T. XXVI: 173 – 176.

Доценко С. 1997. ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛ А.М. Ремизова как зеркало русской революции. – Europa Orientalis. 1997. XVI. № 2: 305 – 320.

Еврейская энциклопедия. Еврейскаяэнциклопедия. СПб., [Б. г.]. Т. 1.

Britannica 1929. Encyclopedia Britannica. London; New York, 1929. Vol. 1.

Кирша Данилов 1958. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.; Л., 1958.

Кодрянская Н. 1959. Алексей Ремизов. Париж, 1959.

Минц З., Безродный М., Данилевский А. 1984. «Петербургский текст» и русский символизм. – Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1984. Вып. 664: 78 – 92.

Обатнина Е. 1993. От маскарада к третейскому суду: «Судное дело об обезьяньем хвосте» в жизни и творчестве А.М. Ремизова. – Лица: Биографический альманах. 3. М.; СПб., 1993: 448 – 465.

Обатнина Е. 1996. «Обезьянья Великая и Вольная Палата»: Игра и ее парадигмы. – Новое литературное обозрение. 1996. № 17: 185 – 217.

Ремизов А. 1910. Рассказы. СПб.: Прогресс, 1910.

Ремизов А. 1922. Ахру: Повесть петербургская. Берлин; Петербург; Москва, 1922.

Ремизов А. 1991. Взвихренная Русь. М., 1991.

Цивьян Т. 1993. О ремизовской гипнологии и гипнографии. – Серебряный век в России: Избранные страницы. М.: Радикс, 1993: 299 – 338.

Яновский В. 1983. Книга памяти: Поля Елисейские. Нью-Йорк, 1983.

 

Иллюстрации

Рис. 1. Рисунки А. М. Ремизова.

1. Рисунок А. М. Ремизова 1921 г. из собрания ИРЛИ РАН (см.: Обатнина Е. Р. Царь Асыка и его подданные: Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. раздел «Коллекция», без пагинации).

2. Рисунок А. М. Ремизова, опубликованный в книге: Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 150.

3. Обложка книги: Ремизов А. Сказки обезьяньего царя Асыки. Берлин, 1922.

4. Рисунок А. М. Ремизова 1928 г. из собрания РГАЛИ (см.: Обатнина Е. Р. Царь Асыка и его подданные: Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. С. 191).

5. Рисунок А. М. Ремизова 1932 г. из собрания: Bakhmeteff Archive on Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library, Columbia University (см.: Обатнина Е. Р. Царь Асыка и его подданные: Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. С. 174).

Рис. 2. Изображения Абраксаса.

1. Изображение Абраксаса на гемме. The University of Michigan, Kelsey Museum of Archeology.

2. Изображение Абраксаса на гемме. The University of Michigan, Kelsey Museum of Archeology.

3. Изображение Абраксаса на гемме. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/1632/abraxas

4. Abraxas. Гемма. Египет. III в. н. э. Эрмитаж.

5. Прорисовка геммы. Египет. III в. н. э., Эрмитаж.

 

Страницы