Олег Комков

Олег Александрович Комков (р. 23.09.1977, г. Павловский Посад Московской области) – культуролог, герменевт, переводчик. Доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор книг «Иконология культуры» (М., 2010), «Образ - Человек - Слово. Ранние труды по иконологии, антропологии и герменевтике» (Saarbrücken, 2011).

Иконология преображения в «Пророке» А. С. Пушкина

25.01.2013

Исследование христианской семиотики в русской культуре невозможно без обращения к художественным произведениям, подобным пушкинскому «Пророку». Замечание Ю. М. Лотмана о том, что одно лишь стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны...» «могло бы дать материал для солидной монографии», в полной мере применимо и в отношении «Пророка». Однако дело касается здесь далеко не одной только семиотики, и спектр интерпретативного существования текста значительно расширяется при подходе к его истолкованию с учетом исконной мистериальности православной картины мира, в которой конструируется смысл этого текста. «Пророк» поистине принадлежит к тем избранным жемчужинам мировой литературы и духовной культуры в целом, тайна воздействия которых навсегда останется сокрытой для глаза, привыкшего воспринимать лишь материально-чувственные формы и неспособного проникать сквозь завесу условностей земной реальности в мир высших созидательных энергий - энергий духа. «Внешнее обличие искусства, - и его осязаемая ‘'материя'', и то, что обычно называют ‘'формой'' этой материи, - все это есть лишь верная риза Главного, Сказуемого, Предмета, т. е. прорекающейся живой тайны», - писал И. Ильин. Духовная глубина подлинного шедевра может быть постигнута только при условии сознательно-волевого стремления пройти вместе с автором и по возможности ощутить все перипетии пути от предслышания «прорекающегося» к его воплощению, от восприятия - к творению. Именно такой путь есть единственно возможное средство осмысления не только природы удивительного процесса личностно-нравственного перерождения, раскрытого Пушкиным, но и всего своеобразия христианского мировидения, с поразительной яркостью предстающего перед нами в «Пророке».

Категория личины и инфернальная эстетика в повести Н. В. Гоголя «Портрет»

14.11.2012

Из всех художников XIX века именно Гоголь наиболее полно и масштабно развил христианскую идею преображения жизни, отведя значительную роль эстетическому претворению религиозной системы ценностей. В силе творческого дара, в энергийных потенциях искусства он до конца дней своих был волен видеть и стремился выявить способность вознести к Богу искреннюю и чистую молитву «о мире всего мира». Гоголевская эстетика от начала и до конца религиозна, т. е. проникнута проблематикой трансцендентного, и эта христианская религиозность глубоко ортодоксальна, поскольку в конечном счете в ней акцентируется не что иное, как проблемы спасения души и стяжания благодати, неотделимые друг от друга. Формулирование этого глубинного пласта гоголевских текстов позволяет продвинуться вперед в их понимании в свете православного идеала, позволяет яснее увидеть гоголевскую интерпретацию проблемы преображения как пути от взыскания мира – имманентного состояния всякой тварной природы – к его обретению, а следовательно, и к конечному познанию Истины.