О иконе (образе) в творчестве Достоевского

Печать и PDF
Опубликовано: 
4 ноября 2009

О иконе и её значении в творчестве Достоевского в последние годы писалось немало. Из работ обобщающих в первую очередь следует назвать соответствующий раздел в книге Г. Боград «Произведения изобразительного искусства в творчестве Ф. М. Достоевского» (N.Y.: Слово-Word. 1998. С. 7-19), а также – объемную статью В. Лепахина «Икона в творчестве Достоевского» (Достоевский: Материалы и исследования. Т. 15. М., 2000. С. 237-263) [1]. Однако даже в подобных трудах главным образом рассматривались лишь отдельные, наиболее значительные фрагменты известных произведений. При всей ценности названных работ их выборочный подход к текстовому материалу неизбежно допускает некоторые смещения акцентов.

В отличие от предшествующих исследований в настоящей статье предпринята попытка, используя возможности, которые раскрывают методы работы с электронными версиями академического издания, изучить особенности фигурирования иконы (образа) во всех релевантных контекстах художественных произведений Достоевского.

Начнем с некоторых цифр и подсчетов [2]. Упоминания о иконе (образе) – на данном этапе не будем разграничивать употребление Достоевским этих двух возможных синонимов – встречается в 13-ти его произведениях. Это (в хронологическом порядке) – «Бедные люди» (2 упоминания), «Двойник» (1), «Хозяйка» (13), «Неточка Незванова» (5), «Село Степанчиково и его обитатели» (7), «Униженные и оскорбленные» (4), «Записки из мертвого дома» (4), «Преступление и наказание» (9), «Идиот» (3), «Бесы», включая главу «У Тихона» (20), «Подросток» (29), «Братья Карамазовы» (39); в заключение вне хронологического порядка отдельно назовем, вошедшую в «Дневник писателя» «Кроткую» (15 упоминаний). Всего в художественных произведениях Достоевского икона упоминается 151 раз. Из них в 10-ти случаях упоминается нательный образок, получающий в творчестве писателя, как это будет видно из дальнейшего, особое художественное осмысление.

Кроме упоминаний иконы, отметим также и упоминания о кресте, выполняющем в произведениях ту же функцию, что и икона – объекта поклонения (6 упоминаний) и  нательного образа (35). Следует отметить, что тема креста в творчестве Достоевского имеет особый смысл и вполне самостоятельные функции, но в названных выше значениях икона и крест в целом изосемантичны. Более того, в одном случае в словах героини (Сони Мармеладовой) оба предмета, не различаясь, даже в словоупотреблении возникают как абсолютные синонимы: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала» [6, 324] [3].

Теперь – более конкретно об употреблении синонимов «икона» и «образ». Синоним «образ» в художественном творчестве Достоевского доминирует – употреблен 122 раза (включая нательный образок), «икона» – только 29. Один раз (в «Преступлении и наказании») образ назван исключительно по его имени. [4] Формы лексемы «икона» фигурируют только в четырех произведениях Достоевского – в «Хозяйке», «Бесах», «Подростке» и «Братьях Карамазовых». Возможно, что «образ» и «икона» воспринимались Достоевским и не как абсолютно равнозначные синонимы. В ряде случаев в тех эпизодах, где он употребляет синоним «икона», доминирует именно эта лексема. Особенно это заметно в «Бесах», в том эпизоде, где говорится об ограблении и осквернении образа Божией Матери: в сравнительно небольшом фрагменте текста, объемом в 472 слова, при описании события, пять раз подряд использованы формы лексемы «икона», и лишь в конце фрагмента, где в действие вступает Лиза, икона именуется «образом» [См.: 10, 252-253].

 


[1] Подробный список литературы, связанной с этой темой см.: Гатралл Дж. Картина мальчика-самоубийцы в романе «Подросток»: К иконографии действительности // Роман Ф.М.Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. – Коломна, 2003. С. 168.

[2] Приведенные здесь подсчеты производились независимо от данных «Статистического словаря языка Достоевского» А.Шайкевича, В.Андрющенко и Н.Ребецкой (М., 2002), что дало возможность отметить некоторые содержащиеся в нем неточности. Так, например, в словаре отмечено двукратное употребление форм лексемы «образ» в значении «икона» в романе «Идиот» – в действительности же их три [8; 304, 340, 492]. Далее некоторые незначительные расхождения наших подсчетов с упомянутым словарем специально оговариваться не будут.

[3] Здесь и далее приводятся ссылки на издание: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л., 1972-1990. Первая цифра указывает том, последующие – страницу.

[4] «Нет, Дунечка, все вижу и знаю, о чем ты со мной много-то говорить собираешься; знаю и то, о чем ты всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чем ты молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне висит» [6, 35].

Страницы