N. N.? Нет, М. М.!

Печать и PDF
Опубликовано: 
4 апреля 2010

Изложу все, как было и есть.

Попросил меня знакомый автор черкнуть пару слов о его новых книжках.

Почел за честь и счел удовольствием.

Слова были начертаны. И предложены бумажным изданиям.

Но все время не оставляла мысль – в этом случае именно «Тредиаковский» именно то, что надо.

Обратился сюда по следующим соображениям.

Во-первых, хотелось внести хоть какой-то свой вклад в развитие журнала, фанатом которого я стал с момента его появления.

Во-вторых, – богатые изобразительные возможности «Тредиаковского», как нельзя лучше сообразовываются с захватывающим визуалом рецензированной книжки.

Сначала об ее авторе.

Всё на всё накладывает отпечаток. А именование особенно.

Припомните всех Михаилов Михайловичей, которых вы знаете и знали.

Припомнили? Представили? Право же какие-то отдельные люди!

А теперь прибавьте новую для вас фамилию и получите еще одного представителя М.М.

Типичного и нетипичного.

Михаил Михайлович Красиков – прошу любить и жаловать! Как я.

Сухая биографическая справка. Исчерпывающе подробная и оттого еще более сухая.

Красиков Михаил Михайлович – поэт, этнограф, фольклорист, литературовед. Родился 16.09.1959 в Харькове в учительской семье. Окончил филологический факультет Харьковского университета (1982), кандидат филологических наук (1994). Доцент кафедры этики, эстетики и истории культуры Национального технического университета «Харьковский политехнический институт», директор этнографического музея ХПИ «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича. Живет в Харькове.

Автор около 400 научных публикаций.

Автор книг стихов «Деревья детства: Чистая лирика» (Харьков: Крок, 2001), «Божья вишня»: Книга стихотворений / Предисл. Л. Стародубцевой. (Харьков: Майдан, 2007), «МА. Стихи о Главном (Харьков: Эксклюзив, 2009)», «Неотправимые письма. Note-book» (Харьков: Эксклюзив, 2009). Стихи печатались в сборниках и периодических изданиях Москвы («Тритон», «Освобожденный Улисс»), Мюнхена («Крещатик»), Нью-Йорка («Новое русское слово», «Черновик»), Вупперталя («Семейка»), Харькова («Союз писателей», «Философские перипетии», «Бриколаж», «В кругу времен», «Антология современной русской поэзии Украины», «Средиземье», «Новый ковчег», «Письменники Харкова. Довідник», «Харьков. Что? Где? Когда?», «Харьковский мост» и др.), Киева («Украина. Русская поэзия. ХХ век. Антология», «Радуга», «Самватас», «Ренессанс», «Соты», «Юрьев день», «Культурні герої», «Каштановый дом»), Канева («Склянка Часу», «Антологія сучасної новелістики та лірики України»), Донецка («Родомысл», «Дикое поле»).

Вы немного заскучали?

Тогда передохнем, обменяемся первыми впечатлениями.

Ну, что? Сразу видно, что автор серьезный ученый и плодовитый поэт. Не какой-то там самозванец и графоман.

Пойдем дальше. Познакомимся с его издательской, общественной и культурно-просветительской деятельностью.

Составитель свыше 30 книг, в т. ч.: М. Кульчицкий. «Вместо счастья. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания о поэте» (Харьков: Прапор, 1991, совм. с О. В. Кульчицкой), А. Коренев. «Черный алмаз: Стихотворения» (Харьков: Клио, 1994, совм. с Г. М. Кореневой), «Русские поэты Украины» (Киев: Укр. вид-во, 1995, ч.1), «Антология современной русской поэзии Украины» (Харьков: Крок, 1998. Т. 1); Н. Дорошко-Берман. «Красная гора. Рассказы» (Харьков: Фолио, 2001), Н. Дорошко-Берман. «Галатея: Стихи и песни» (Харьков: Фолио, 2001), «Українські соромницькі пісні» (Харків: Фоліо, 2003), «Українські жартівливі пісні» (Харків: Фоліо, 2004), С. Черняєв. «Вибране» (Київ: Факт, 2005), Иванов П. В. «Жизнь и поверья крестьян Купянского уезда Харьковской губернии» (Харків: Майдан, 2007) Сумцов М. Ф. «Дослідження з етнографії та історії культури Слобідської України» (Харків: АТОС, 2008), С. Черняев. «Зеленое солнце: Стихи» (Харьков: Эксклюзив, 2009) и других.

Лауреат муниципальной премии (2007). Почетный член Всеукраинского союза краеведов.

Редактор многих поэтических сборников.

Был директором международного фестиваля «Art Way» (Харьков, 1997), членом оргкомитета фестивалей «Харківські Асамблеї» и «Культурні герої».

Был участником Чичибабинских фестивалей поэзии (Харьков, 1998, 1999, 2007), поэтических фестивалей «Гилея» (Киев, 2001, 2002, 2003), «Каштановый дом» (Киев, 2005), фестивалей искусств «Харьковские ассамблеи» (Харьков, 1997), «Культурні герої» (Харьков – Киев, 2002) и др.

Организатор и ведущий многих литературных и литературно-музыкальных вечеров, культурологических семинаров. Член Международного Чичибабинского фонда.

С официозом, слава Богу, разделались. Теперь личные впечатления.

С Михаилом Красиковым я познакомился сперва заочно.

По его изданию «Антология современной русской поэзии Украины». Уникальному по тщательности и уровню отбора и проработанности справочного материала. Результат того, что книгу собирал ученый и поэт одновременно. Лучшая из антологий этого класса мне известных.

Потом впечатление от издания легко и естественно сопрягалось со знакомством с автором при нечастых встречах.

Незаурядный внешний облик.

В его высокой, костистой, угловато-нескладной фигуре есть что-то дон-кихотское, паганелевское… Напрашивающееся на дружеский шарж.

И море обаяния, и фирменные усы.

Застать Михаила, связаться с ним очень непросто.

Он постоянно в разъездах, этнографических экспедициях («нефть ищет».)

И столь же непрерывно пишет стихи и издает книги.

Не просто текущих, пусть и значимых, авторов.

Вы обратили внимание хотя бы на такое издание М. Кульчицкий. «Вместо счастья. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания о поэте» (Харьков: Прапор, 1991, совм. с О. В. Кульчицкой)? Обратите.

В своей поэзии М. Красиков по меньшей мере узнаваем. А по большому счету – уникален. Но уникален тоже как-то по своему, без подчеркивания, нажима, претензий и посяганий на славу.

Его основной формат лирико-философская миниатюра.

И заключенная в рамки регулярной поэзии, и свободно и естественно за них выходящая.

Верлибр? Какой-то очень своеобразный.

Аналоги восточных подходов? Но их мудрецы таких усов не носят. Если носят вообще.

Скорее непостижимая глубина и отчаянная безоглядность славянского переживания…