Монография

О работе Брюсова над романом «Огненный Ангел»

06.12.2009

Рукописные материалы к «Огненному Ангелу» хранятся в архиве Брюсова в Российской государственной библиотеке. Рукописи разнообразны по содержанию: в их составе – планы романа, законченные отрывки, почти идентичные печатному тексту, черновики глав, не вошедших в состав произведения, наборный экземпляр рукописи, наброски примечаний, выписки из исторических источников, машинописные копии иностранных рецензий, – всего 677 листов. Изучение этих материалов позволяет гипотетически восстановить историю написания «Огненного Ангела». Из исследователей творчества Брюсова рукописей романа прежде касались А. И. Белецкий и Э. С. Литвин.

До сих пор оставался невыясненным вопрос о хронологических рамках работы Брюсова над произведением. Так, например, А. И. Белецкий писал: «К сожалению, нам не удалось установить, по доступным нам материалам, хронологические даты начала, развертывания и окончания работы над повестью. По-видимому, точных указаний такого рода нет ни в дневниках, ни в переписке Брюсова». Исследователи прибегали к предположительным датировкам.

О иконе (образе) в творчестве Достоевского

04.11.2009

О иконе и её значении в творчестве Достоевского в последние годы писалось немало. Из работ обобщающих в первую очередь следует назвать соответствующий раздел в книге Г. Боград «Произведения изобразительного искусства в творчестве Ф. М. Достоевского» (N.Y.: Слово-Word. 1998. С. 7-19), а также – объемную статью В. Лепахина «Икона в творчестве Достоевского» (Достоевский: Материалы и исследования. Т. 15. М., 2000. С. 237-263). Однако даже в подобных трудах главным образом рассматривались лишь отдельные, наиболее значительные фрагменты известных произведений. При всей ценности названных работ их выборочный подход к текстовому материалу неизбежно допускает некоторые смещения акцентов.

В отличие от предшествующих исследований в настоящей статье предпринята попытка, используя возможности, которые раскрывают методы работы с электронными версиями академического издания, изучить особенности фигурирования иконы (образа) во всех релевантных контекстах художественных произведений Достоевского.

Страницы