Киношкола

Старый альбом. К истории создания фильма

05.05.2012

В конце 90-х мы с таллиннским галеристом Андреем Мельниковым и его партнером, вице-президентом Союза антикваров России Анатолием Мазюком-Качинским, хотели запустить на телевидении программу «Клуб коллекционеров». И по ходу дела готовили для этой программы материалы. Среди прочего мы с оператором Володей Сусловым пересняли на видео альбом со старыми военными фотографиями времен Первой мировой. Альбом на продажу в Москву привёз с Украины какой-то мужик. И хотел за него по тем временам огромную сумму – 700 долларов. Пока шла торговля, альбом оказался у меня дома и с помощью подручных средств был переснят.

Удовольствие от съёмки мы получили огромное. Фотографии начала 20-века снимались на специальные пластинки с большим количеством серебра. Качество некоторых снимков такое, что, когда наезжаешь камерой на мелкие детали, они не расползаются в расфокусе, а остаются четкими даже при большом укрупнении. Например, на общем плане – стена леса. Укрупняемся и видим под ёлками пушки. Наезжаем на пушку, за ней видно лицо солдата, ещё приближаемся – на щеках щетина и усы обвисшие… Или – кладбище немецких солдат на станции Олыка. Аккуратные ряды березовых крестов. Делаем наезд на крест и читаем надпись на немецком. «Рядовой Йозеф Вольпк». Под каждой фотографией на машинке было напечатано, где она снята и когда. Но, к сожалению, без комментариев, кто присутствует на том или ином снимке. Десятки безымянных для меня генералов, сотни офицеров и солдат. Да и о событиях Первой Мировой войны я имел представление довольно смутное.

К истории создания документального фильма «Серый воронок. Кому ты нужен?»

15.03.2012

Я окончил ВГИК в 1991 году. Время было интересное, но работу режиссёрам, а особенно документалистам, никто не предлагал. Кому то из коллег удалось прибиться к «западным» деньгам (интерес к России в тот момент был огромным). Кто-то, скрепя сердце, «продался» на ТВ или начал осваивать производство рекламы. Но, в целом с кино всё было очень плохо. Несколько лет пришлось заниматься деятельностью, довольно далёкой от искусства, в чём-то опасной, но неплохо (в силу авантюрности) кормившей. Тем не менее, в профессию вернуться очень хотелось. Хотя и не получалось. «Обломы» возникали в тот момент, когда, казалось, я вот-вот начну снимать.

Например, один знакомый N., в 1993 году – нищий яхтсмен из Таллинна, получил заказ перевезти по морю в Хельсинки группу из восемнадцати курдов. За каждого давали 1000 долларов. Задача была – зайти на яхте в гавань Хельсинки, которая находится в центре города, и дать возможность курдам попрыгать за борт…

Сценарий: Белый воронок

15.03.2012

Населённый пункт Киров, в Калужской области, – городок полублатной-полупьяный. Население просыпается рано. После опохмелки те, у кого есть работа, идут трудиться, а те, у кого её нет, напиваются и ложатся спать до полудня. К полудню же заканчивается работа и на местном фаянсовом заводе. «Труженики» возвращаются домой, и отмечают конец рабочего дня. К ним присоединяются проснувшиеся «тунеядцы», а дальше – кто во что горазд. Обременённые семьями возятся по хозяйству и с детьми, а остальные, в основном, молодёжь, начинают, напившись, совершать мелкие уголовные преступления. От краж и грабежей до поножовщины. Изнасилований почти нет, так местные девицы приучены «давать» почти с детства (менталитет!), а приезжие нос на улицу не высовывают.

Все дела делаются в Кирове до темна. С наступлением темноты городок словно парализует. Кривая уголовщины резко идёт вниз, народ торопливо допивает остатки самогона и заваливается спать. Лишь несколько десятков влюблённых парочек расползаются любить друг друга по сараям и родительским машинам. Но и то кузова скрипят не более получаса. Потом расходятся спать и влюблённые. Тишину нарушают лишь вопли озабоченных котов.

Страницы