Игорь Васильев

Невероятное происшествие в двух частях

16.01.2011

В марте 85-го покойный генсек Черненко переехал из палаты Центральной клинической больницы прямо в Колонный зал Дома Союзов. В третий раз за неполные три года прогремели басовые аккорды «самого безумного детища Шопена» (по меткому выражению Шумана), и тем завершилась финальная сцена достопамятной эстафеты на лафетах от Колонного зала до Красной площади. Постепенно прояснилось: эпоха, названная «застоем», ушла в могилу Черненко; вместе с ней ушло время пышных похоронных постановок.

Зато в 650 драматических театрах страны стали появляться такие «репертуары», которые ещё недавно считались репертуарами сомнительного свойства, оскорблявшими советскую медицину (сельхозпроизводство, торговлю и другие отрасли народного хозяйства) и наносившими культмассовому искусству идейный и эстетический ущерб. Количество таких постановок возрастало в «эпидемических» масштабах. Не обошлось без новой конъюнктуры гласности и перестройки: советские театры, идущие в ногу со временем, должны были что-то такое дать зрителю, но что дать – за неимением «залитованных» пьес и сохранившихся от прежних времён опасений худруков дать всё-таки что-то не то – сказать по-гоголевски, чёрт его знает! Тогда как нельзя кстати пришёлся «Последний посетитель» Дозорцева, «залитованный» в начале 1986 года самим Товстоноговым и шедший, помимо Ленинградского БДТ, на трёх московских сценах одновременно. Кто-то напишет позднее, подытоживая с высоты прожитых лет: «спектакль в постановке Товстоногова был художественно слаб». Но уже к концу 86-го года «Последнего посетителя» играли в 130 театрах страны; по количеству постановок и проданных билетов он не знал себе равных, и по признанию Р. Стуруа, стал театральным событием года.

«Тщетно, художник, ты мнишь...»

09.01.2011

Ирина Михайловна Васильева родилась 28 февраля 1914 г. в Москве. Мать И. Васильевой – скульптор Ольга Пенерджи принадлежала к известному караимскому роду табачных фабрикантов Габаев и Майкапаров, заложивших основы российского табачного дела и традиции отрасли. «Товарищество табачной фабрики Самуила Габая» (1856 г., Москва) являлось одним из крупнейших предприятий отрасли второй половины 19 в.; магазины фабрики находились в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Юрьеве (Тарту), Самаре, Нижнем Новгороде, Оренбурге. В 1918 г., после национализации, фабрика стала называться «Государственной табачной фабрикой № 2»; в 1922 г. она была переименована в «Яву».

Игорь Викторович Васильев (1940 – 1997)

08.01.2011

Скульптор, педагог, профессор Латвийской Академии художеств. Заслуженный деятель искусств Латвии (1981). Автор свыше 300 скульптур, отмеченных необыкновенным психологизмом, одухотворённостью, эмоциональностью и пластичностью. Среди работ И. Васильева – портреты известных деятелей культуры, ученых, поэтов, музыкантов, художников, артистов, политических деятелей: Николая Рериха, Мариса Лиепы, Майи Плисецкой, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского, Льва Толстого, Индиры и Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру и других.