Фёдор Достоевский

Церковь (храм) в творчестве Ф. Достоевского

10.01.2010

Публикуемая статья является частью более общего исследования, связанного с изучением функционирования в творчестве Достоевского образов, связанных с церковной тематикой. Первая его часть, посвященная иконе, в настоящее время уже опубликована.

В данном случае речь пойдет о церкви (в значении церковное здание, храм). Для обозначения данного предмета в рамках православной церковной традиции возможно три наименования: церковь, храм, собор. Все три наименования присутствуют в творчестве Достоевского. Наиболее частотны упоминания церкви, всего в художественных произведениях их встречается 121. Храм называется 27 раз, собор – 18. В хронологическом порядке по произведениям количество словоупотреблений распределяется следующим образом: «церковь» – в «Бедных людях» употреблено 5 раз, «Хозяйка» – 10, «Слабое сердце» – 1, «Елка и свадьба» – 1, «Неточка Незванова» – 3, «Дядюшкин сон» – 2, «Село Степанчиково» – 1, «Униженные и оскорбленные» – 1, «Записки из мертвого дома» – 10, «Игрок» – 3, «Преступление и наказание» – 5, «Идиот» – 20, «Вечный муж» – 1, «Бесы» – 14, «Подросток» – 14, «Братья Карамазовы» – 27 и «Бобок» из «Дневника писателя» – 3; «храм» – в «Хозяйке» употреблено 2 раза, «Бесы» – 3, «Подросток» – 7, «Братья Карамазовы» – 15; «собор» – в «Преступлении и наказании» – 2 раза, «Идиот» – 1, «Бесы» – 7, «Подросток» – 7, «Братья Карамазовы» – 1, (в данном случае подсчеты относятся лишь к упоминаниям предмета как целого, в ряде случаев у Достоевского образ храма может создаваться через акцентирование деталей – например, «церковная паперть», «колокольня церкви» и др., об этом будет сказано отдельно).

О иконе (образе) в творчестве Достоевского

04.11.2009

О иконе и её значении в творчестве Достоевского в последние годы писалось немало. Из работ обобщающих в первую очередь следует назвать соответствующий раздел в книге Г. Боград «Произведения изобразительного искусства в творчестве Ф. М. Достоевского» (N.Y.: Слово-Word. 1998. С. 7-19), а также – объемную статью В. Лепахина «Икона в творчестве Достоевского» (Достоевский: Материалы и исследования. Т. 15. М., 2000. С. 237-263). Однако даже в подобных трудах главным образом рассматривались лишь отдельные, наиболее значительные фрагменты известных произведений. При всей ценности названных работ их выборочный подход к текстовому материалу неизбежно допускает некоторые смещения акцентов.

В отличие от предшествующих исследований в настоящей статье предпринята попытка, используя возможности, которые раскрывают методы работы с электронными версиями академического издания, изучить особенности фигурирования иконы (образа) во всех релевантных контекстах художественных произведений Достоевского.