Церковь (храм) в творчестве Ф. Достоевского

Печать и PDF
Опубликовано: 
10 января 2010

Публикуемая статья является частью более общего исследования, связанного с изучением функционирования в творчестве Достоевского образов, связанных с церковной тематикой. Первая его часть, посвященная иконе, в настоящее время уже опубликована [1].

В данном случае речь пойдет о церкви (в значении церковное здание, храм). Для обозначения данного предмета в рамках православной церковной традиции возможно три наименования: церковь, храм, собор. Все три наименования присутствуют в творчестве Достоевского. Наиболее частотны упоминания церкви, всего в художественных произведениях их встречается 121. Храм называется 27 раз, собор – 18 [2]. В хронологическом порядке по произведениям количество словоупотреблений распределяется следующим образом: «церковь» – в «Бедных людях» употреблено 5 раз, «Хозяйка» – 10, «Слабое сердце» – 1, «Елка и свадьба» – 1, «Неточка Незванова» – 3, «Дядюшкин сон» – 2, «Село Степанчиково» – 1, «Униженные и оскорбленные» – 1, «Записки из мертвого дома» – 10, «Игрок» – 3, «Преступление и наказание» – 5, «Идиот» – 20, «Вечный муж» – 1, «Бесы» – 14, «Подросток» – 14, «Братья Карамазовы» – 27 и «Бобок» из «Дневника писателя» – 3; «храм» – в «Хозяйке» употреблено 2 раза, «Бесы» – 3, «Подросток» – 7, «Братья Карамазовы» – 15; «собор» – в «Преступлении и наказании» – 2 раза, «Идиот» – 1, «Бесы» – 7, «Подросток» – 7, «Братья Карамазовы» – 1, (в данном случае подсчеты относятся лишь к упоминаниям предмета как целого, в ряде случаев у Достоевского образ храма может создаваться через акцентирование деталей – например, «церковная паперть», «колокольня церкви» и др., об этом будет сказано отдельно).

Все три упомянутые наименования в некоторых случаях могут использоваться Достоевским как практически абсолютные синонимы, например: «Невдалеке была церковь, и вершина собора <…>»  («Идиот») [8, 52] [3], или: «Он останавливается на паперти Севильского собора в ту самую минуту, когда во храм вносят с плачем детский открытый белый гробик <…>» («Братья Карамазовы») [15, 227]. Однако можно отметить и определенные контекстуальные предпочтения. Слово «собор» может употребляться и в обычном его словарном значении – как главная церковь города, большое по размеру церковное здание, но очень часто «собор» у Достоевского ассоциируется прежде всего с церковным зданием западной архитектуры, «готическим» собором, слово «церковь» в подобном контексте практически им не употребляется (единственное исключение можно найти лишь в «Униженных и оскорбленных» (в связи с воспоминаниями Нелли): «Она с волнением рассказывала о голубых небесах, о высоких горах, со снегом и льдами, которые она видела и проезжала, о горных водопадах; потом об озерах и долинах Италии <…>. Потом о больших городах и дворцах, о высокой церкви с куполом, который весь вдруг иллюминовался разноцветными огнями <…>» [3, 432]).

 


[1] См.: Сидяков Ю. О иконе (образе) в творчестве Достоевского. Poetica~D. # 1: Поэтика Достоевского. Статьи и заметки. Рига, 2007. С. 107 – 116.

[2] Приведенные здесь и далее подсчеты производились независимо от данных «Статистического словаря языка Достоевского» А. Шайкевича, В. Андрющенко и Н. Ребецкой (М., 2002). Связано это с тем, что в нем не учтены различия словарных значений – церковь как религиозная община и церковь как предназначенное для богослужения здание, не учтено, о каком конкретно храме идет речь (христианском или нехристианском); кроме того, в словаре не отмечено, идет ли в тексте речь о предмете как целом или же упоминается его часть – например, в словосочетаниях «угол церкви», «купол собора» и т. д., что имеет значение в рамках данного исследования.

[3] Здесь и далее приводятся ссылки на издание: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л., 1972 – 1990. Первая цифра указывает том, последующие – страницы.

Страницы