Биографические источники романа Брюсова «Огненный Ангел» (2, 3)

Печать и PDF
Опубликовано: 
17 января 2010

2

Когда Андрей Белый ознакомился с первыми главами «Огненного Ангела», печатавшегося в «Весах» в 1907 – 1908 гг., ему открылся потаенный смысл тех странностей, которыми его преследовал Брюсов: «...обирал он себя для героя романа, для Рупрехта, изображая в нем трудности нянчиться с “ведьмой”, с Ренатой; натура, с которой писалась Рената, его героиня, влюбленная в Генриха, ею увиденного Мадиэлем, есть Н***; графом Генрихом, нужным для повести, служили ему небылицы, рассказанные Н*** об общении со мной; он, бросивши плащ на меня, заставлял непроизвольно меня в месяцах ему позировать, ставя вопросы из своего романа и заставляя на них отвечать; я же, не зная романа, не понимал, зачем он, за мною – точно гоняясь, высматривает мою подноготную и экзаменует вопросами: о суеверии, о магии, о гипнотизме, который-де он практикует; когда стали печататься главы романа “Огненный Ангел”, я понял “стилистику” его вопросов ко мне» [1]; «Автор рассказа – Брюсов; граф Генрих – лучшая часть меня, борющаяся “светом” с мраком; Рената – полная копия с Нины Ивановны Петровской» (МБ, л. 51).

Герой романа, от лица которого ведется повествование, бывший студент Кельнского университета Рупрехт возвращается на родину после пятилетнего пребывания в Америке. По пути в Кельн, в придорожной гостинице, он встречает Ренату – женщину, одержимую демонами [2], которая рассказывает ему историю своей жизни.

Еще в детстве Ренате стал являться ангел, озаренный солнечными лучами, «весь как бы огненный, в белоснежной одежде» [3], который называл себя Мадиэль. Ночью ангел носил Ренату на крыльях по небу и показывал «неземные, лучезарные селения». «Когда Рената несколько подросла, Мадиэль возвестил ей, что она будет святой» (с. 21), и потребовал от нее вести жизнь подвижницы, заставляя ее подвергать себя жестоким испытаниям. «Рената проводила по целым ночам на коленях, а Мадиэль, оставаясь подле, укреплял изнемогающую, как ангел Спасителя в саду Гефсиманском». Видя, «что девушки ее лет имеют женихов или возлюбленных, Рената приступила к своему ангелу с настойчивой просьбой, чтоб он сочетался с нею и телесно» (с. 22), но Мадиэль, напомнив о блаженстве праведных душ, запретил ей и думать о плотских соблазнах; когда же Рената попыталась принудить его соединиться с нею, он улетел, опалив небесным огнем ей плечи и волосы [4]. После длительных молений Мадиэль явился ей во сне и обещал, если она жаждет любви, сочетаться с нею в образе человека.

«Приблизительно через два месяца после этого видения узнала Рената приехавшего в их местность молодого графа из Австрии. Одевался он в белые одежды; глаза у него были голубые, а волосы словно из тонких золотых ниток, так что Рената тотчас признала, что это – Мадиэль. Но приехавший не хотел показать, что они знают друг друга, и называл себя графом Генрихом фон Оттергеймом» (с. 23). Вскоре граф открылся Ренате в любви и увез ее в свой замок, но к концу второго года их совместной жизни уехал неизвестно куда [5]. Ренату стали одолевать злые духи, «но в то же время добрые духи-покровители всячески обороняли ее и предупреждали, что скоро она повстречает рыцаря Рупрехта, который будет истинным защитником ее жизни» (с. 24).

 


[1] Белый Андрей. Начало века. С. 284.

[2] Общение Ренаты с духами имеет конкретную жизненную параллель: Белый отмечает, что в спиритических сеансах, которые устраивали Брюсов, А. А. Ланг (Миропольский), С. А. Соколов, композитор В. И. Ребиков и др.; Петровская «оказывается сильным медиумом» (М. Б., л. 46). По убеждению Белого, именно совместные спиритические сеансы явились поводом для сближения Петровской и Брюсова. См. также статью Н. А. Богомолова «Спиритизм Валерия Брюсова. Материалы и наблюдения» (Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. М., 1999. С. 279 – 310).

[3] Брюсов Валерий. Огненный Ангел. Повесть в XVI главах. Издание второе. М.; 1909. С. 21. Далее при ссылках на это издание в скобках указывается лишь номер страницы.

[4] Ср. строки из стихотворения Брюсова «Видение крыльев» (ноябрь 1905 г.):

Крылья! крылья! крылья! –

Яркое виденье

Ослепило нас.

Страшен и неведом,

Там Крылатый Кто-то

Озарен огнем.

(Брюсов Валерий. Собр. соч. в 7 т. М., 1973. Т. 1. С. 402).

[5] От хозяйки гостиницы Рупрехт узнает, что граф «принял на себя крест и ушел босым ко святому гробу Господню, а свою сожительницу приказал слугам прогнать из замка» (с. 27). Ср. «бегство» Андрея Белого в Нижний Новгород (на предпоследней неделе Великого поста).

Страницы