Алексей Шипулин

Алексей Васильевич Шипулин

Родился 25 марта 1959 г. в Пятигорске.

Образование: 1982 г. – филологический факультет Тартуского университета (Тарту, Эстония), 1991г. – режиссерское отделение постановочного факультета ВГИКа (Москва, Россия).

Кинорежиссер, сценарист. Член Союза кинематографистов РФ. 

Призы на российских и международных кинофестивалях.

 

Фильмография:

«Московский Муравей» (1988)

«Сон Разума» (1989)

«Потревоженная Пыль» (1991)

«Эстонский Транзит» (1994)

«Неудачник» (1996)

«Серый Воронок. Кому Ты нужен?» (1999)

«Старый Альбом» (2000)

«Казань - Москва - Казань» (2002)

«Ну, поехали!» (2002)

«Жила-была Цензура» (2002, 4-х серийный док. фильм, совместно с Дмитрием Завильгельским)

«Пол Маккартни. 73 часа в России» (2003, совместно с Максимом Капитановским и Дмитрием Завильгельским)

«Петерсон, Петерсон…» (2003 – 2004)

«Российская археология». Документальный сериал (2003 – 2005)

«Имант Зиедонис. Солнечный ритм» (2004)

«Леннарт Мери. Волны судьбы» (2004)

«Алмазы Якутии или Еще раз о прекрасном…»  (2005)

«Звезда Тимакова» (2006)

«50/70 или Еще, еще, еще!» (2007)

«Мы…17 лет спустя» (2008)

«Перекрестное опыление» (2010)

«Код Айтматова» (2011)

«Estonia.ru  или Эффект бабочки (2011)

«Через три России» (2011)

 

«Разве это тема?!»

17.03.2013

Главный фестиваль документального кино России называется этим же словом - «Россия» и проходит ежегодно в Екатеринбурге. Осенью двухтысячного года сюда попал мой «Старый альбом». Призов никаких не получил, но в рейтинге зрительских симпатий оказался на пятом месте. Что для 44-минутного фильма, сделанного полностью на фотографиях, было очень неплохо, как мне сообщил один пьяный член жюри.

Это присказка. А сказка началась уже в первый день фестиваля. За столиком в баре я оказался в окружении трех красоток с Казанской студии кинохроники. Главного редактора Лены, сценаристки Светы и координаторши Лейлы. С последней же я еще и проснулся утром следующего дня. Конечно, в те времена я был парень не промах, но как-то слишком быстро все получилось.

Старый альбом. К истории создания фильма

05.05.2012

В конце 90-х мы с таллиннским галеристом Андреем Мельниковым и его партнером, вице-президентом Союза антикваров России Анатолием Мазюком-Качинским, хотели запустить на телевидении программу «Клуб коллекционеров». И по ходу дела готовили для этой программы материалы. Среди прочего мы с оператором Володей Сусловым пересняли на видео альбом со старыми военными фотографиями времен Первой мировой. Альбом на продажу в Москву привёз с Украины какой-то мужик. И хотел за него по тем временам огромную сумму – 700 долларов. Пока шла торговля, альбом оказался у меня дома и с помощью подручных средств был переснят.

Удовольствие от съёмки мы получили огромное. Фотографии начала 20-века снимались на специальные пластинки с большим количеством серебра. Качество некоторых снимков такое, что, когда наезжаешь камерой на мелкие детали, они не расползаются в расфокусе, а остаются четкими даже при большом укрупнении. Например, на общем плане – стена леса. Укрупняемся и видим под ёлками пушки. Наезжаем на пушку, за ней видно лицо солдата, ещё приближаемся – на щеках щетина и усы обвисшие… Или – кладбище немецких солдат на станции Олыка. Аккуратные ряды березовых крестов. Делаем наезд на крест и читаем надпись на немецком. «Рядовой Йозеф Вольпк». Под каждой фотографией на машинке было напечатано, где она снята и когда. Но, к сожалению, без комментариев, кто присутствует на том или ином снимке. Десятки безымянных для меня генералов, сотни офицеров и солдат. Да и о событиях Первой Мировой войны я имел представление довольно смутное.

К истории создания документального фильма «Серый воронок. Кому ты нужен?»

15.03.2012

Я окончил ВГИК в 1991 году. Время было интересное, но работу режиссёрам, а особенно документалистам, никто не предлагал. Кому то из коллег удалось прибиться к «западным» деньгам (интерес к России в тот момент был огромным). Кто-то, скрепя сердце, «продался» на ТВ или начал осваивать производство рекламы. Но, в целом с кино всё было очень плохо. Несколько лет пришлось заниматься деятельностью, довольно далёкой от искусства, в чём-то опасной, но неплохо (в силу авантюрности) кормившей. Тем не менее, в профессию вернуться очень хотелось. Хотя и не получалось. «Обломы» возникали в тот момент, когда, казалось, я вот-вот начну снимать.

Например, один знакомый N., в 1993 году – нищий яхтсмен из Таллинна, получил заказ перевезти по морю в Хельсинки группу из восемнадцати курдов. За каждого давали 1000 долларов. Задача была – зайти на яхте в гавань Хельсинки, которая находится в центре города, и дать возможность курдам попрыгать за борт…

Страницы