Александр Данилевский

Александр Алексеевич ДАНИЛЕВСКИЙ родился в 1956 г., окончил философский факультет (отделение русской и славянской филологии, специальность – русская литература, 1982 г.), аспирантуру (1986 г.) и докторантуру (2000 г.) Тартуского университета. Диссертация «Поэтика “Повести о пустяках” Б. Темирязева (Юрия Анненкова)», под руководством члена-корреспондента РАН А. В. Лаврова, на степень PhD (доктора философии) защищена в Тартуском университете.

Специалист по русской литературе ХХ в. Автор монографических курсов о творчестве В. Розанова, А. Ремизова, М. Горького, И. Ильфа и Е. Петрова и др. С 1990 по 2009 гг. работал в Тартуском университете, с 2009 г. – в Таллиннском университете (TLÜ). С 1992 г. читает лекции по русскому языку и русской литературе в университетах Бергамо, Милана, Турина, Пармы, Киля. Организатор и со-организатор ряда научных конференций. Член национальных и международных ассоциаций филологов: Эстонского национального комитета славистов, The Lev Shestov Internenational Society (Bruxelles), The Lev Shestov International Association (Glasgow), международной редколлегии «Humaniora: Litterae Russicae», зам. председателя международной исследовательской группы творчества A. Ремизова (Tallinn – СПб.).

Основной объект научных интересов А. А. Данилевского – литература и культура русской эмиграции, в частности, творчество В. Набокова, А. Ремизова, Б. Поплавского, М. Иванникова и др.

«Зубковиана» Дона Аминадо

22.01.2013

Л. Любимов, некоторое время подвизавшийся в качестве репортера парижского «Возрождения» и потому весьма осведомленный в повседневной жизни русских изгнанников, сообщал в своих мемуарах: «Об эмигрантских браках можно было бы написать целую книгу курьезов.

Самый сенсационный случился не в Париже, но герой его был из русских парижан. Двадцатипятилетний эмигрант Зубков, промышлявший в качестве "светского танцора" (танцевал в ресторанах за плату с дамами, не имеющими кавалеров), женился в каком-то немецком городке на шестидесятилетней девице - принцессе, родной сестре последнего германского императора Вильгельма II, который и проклял ее за этот поступок. Зубков скоро бросил жену. Она же продолжала его любить и на смертном одре произносила его имя, добавляя со слезами: <">Der arme Kerl!" ("Бедный малый")».

Из наблюдений над «Чемпионатом» М. Иванникова

17.10.2012

Рассказ «Чемпионат», подлинный шедевр Михаила Дмитриевича Иванникова (19.09<6.9>.1904 – 7.09.1968), появился в нью-йоркском «Новом журнале», публикация была приурочена к первой годовщине со дня смерти писателя-эмигранта (в Белграде, от рака горла).

Нам известны 2 печатных отклика на этот текст. Первый, безусловно положительный, предложил присяжный литературный критик парижской «Русской мысли» Ю. К. Терапиано, констатировавший: «“Чемпионат” <…> написан талантливо, выразительным языком, порой реалистически-грубоватым, порой не лишенным нежности и лиризма.

<…> Трагические и комические эпизоды из жизни борющегося за свое существование цирка, и наконец, гибель его <в период гражданской войны>, с увлечением рассказывает лицо, ведущее повествование».

Чемпионат

16.10.2012

Городишко был хуже некуда, хуже и не придумаешь: откровенно по душе и от всей души хам и скопидом, по роду занятий – скупщик зерна и мукомол.

Был он уже немолод, было ему лет под двести; но ничего сколько-нибудь достопримечательного ни с ним, ни возле него так и не случилось. История обошла его стороной: в татарские времена за ним не числилось пылающих свидетельств летописцев, ибо его вообще ещё не существовало на свете, и жечь было нечего, а после татарских – некому: добраться до него даже у самых бойких завоевателей не хватало ни колес, ни пороху.

«Самое главное» – «На дне»

13.04.2012

Напомним: замысел пьесы «Самое главное» «вызревал» «в сознании <Н. Н.> Евреинова во время <его> странствий по югу России в 1918 – 1920 годах». Пьеса «дважды издавалась в 1921 г.: в Санкт-Петербурге и ревельским издательством “Библиофил”. <...> Впервые поставлена Н. В. Петровым в петроградском театре “Вольная комедия” (1921). В 1920-е гг. имела успех на европейской сцене. Среди наиболее заметных зарубежных постановок: театр Луиджи Пиранделло (1925), театр Ш. Дюллена “Ателье” (Париж, 1926), Фолькстеатр, режиссер А. Моисси (Вена, 1927)».

Очевидно, что в своей пьесе Евреинов в художественной форме продолжил полемику с давним своим оппонентом и конкурентом В. Э. Мейерхольдом, воспользовавшись для эстетической объективации этого последнего образом Пьеро. Менее очевидна полемическая корреляция «Самого главного» с вершинным достижением драматургии М. Горького – пьесой «На дне», – выявлению ее и посвящена предлагаемая статья.

Размышления по поводу «Суда над русской эмиграцией» Дон-Аминадо

07.01.2012

В воскресный вечер 19 октября 1930 г. в парижском Большом зале Гаво прошел традиционный ежегодный литературно-артистический вечер Дон-Аминадо (Аминада Петровича Шполянского; 1888–1957) [1]; на этот раз он назывался «Суд над русской эмиграцией» [2].

Вечер удался на славу, о чем свидетельствует, в частности, отклик его непосредственного участника М. Алданова в письме к Дон-Аминадо от 23 окт. 1930 г.: «Благодарю Вас за то, что Вы меня благодарите. Как слушатель благодарю и за большое удовольствие. Искренне рады блестящему успеху» [3]. Об успехе свидетельствует и статья в «Последних новостях» за 21 окт. 1930 г., подписанная инициалами «А. П.» (скорее всего, ее автор – сам Аминад Петрович): «Вечер Дон-Аминадо привлек невиданное количество публики. Большой зал Гаво был переполнен до отказу. За полчаса до начала спектакля на кассе появился аншлаг, и несколько сот человек должны были уйти, не получив билетов. Интриги и инсинуации “столповобщества”, восвещении которых литературно-юмористический суд принимал характер чуть ли не кощунственного посягательства на святыни правосудия, потерпели полное фиаско.

Страницы